
26 марта 2025 года в зале Детской школы искусств № 1 г. Якутска состоялся Концерт-закрытие Фестиваля искусств «mART: Шостакович», который собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества выдающихся композиторов - Дмитрия Шостаковича и Густава Малера.
Государственный симфонический оркестр «Симфоника Артика» под управлением дирижера Максима Ноговицына представил два значительных произведения: сюиту из балета Дмитрия Шостаковича "Болт" и Симфонию № 4 Густава Малера, в которой солировала талантливая сопрано, дипломант I Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Фёдора Шаляпина, солистка Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллона Екатерина Захарова.
Концерт транслировался в режиме онлайн в рамках проекта «Виртуальный концертный зал Филармонии Якутии».
В 1931 году на сцене бывшего Мариинского театра появился неожиданный балет-пародия на «производственную тему». Авторы хотели показать борьбу с врагами индустриализации. Критика обрушилась на спектакль, но музыку Шостаковича хвалили за плакатную яркость и сатиру — её сравнивали с рассказами Зощенко. Из-за сложного сатирического подтекста и критики со стороны властей балет быстро сошёл со сцены. Сюита из балета «Болт» была впервые исполнена в 1933.
К «Болту» вернулись лишь в 2005-м: художественный руководитель и главный балетмейстер балета Большого театра Алексей Ратманский сократил либретто, убрав карикатурных персонажей. Музыка Шостаковича осталась, но стала фоном для новой визуальной сатиры.
В исполнении оркестра «Симфоника Артика» сюита, полная остроумия, ритмической сложности и характерного для композитора стиля, прозвучала ярко и выразительно.
Музыка Шостаковича в "Болте" ожила под мастерской интерпретацией музыкантов, которые смогли передать всю динамику и энергетический заряд произведения.
Артисты виртуозно справлялись с техническими сложностями произведения, что позволило подчеркнуть как юмористические, так и более серьезные его аспекты, что особенно отразилось в восьмой части сочинения, где в составе «духовой банды» на сцену вышли артисты Филармонии Якутии, Театра оперы и балета а также студенты Высшей школы музыки в белых рубашках и красных пионерских галстуках.
После яркого завершения сюиты, вторая часть концерта перенесла слушателей в мир глубокой и многослойной Симфонии № 4 Густава Малера. Это произведение создано в 1901 году и тогда же впервые было исполнено под управлением автора.
Симфония № 4 соль мажор Густава Малера— одна из самых светлых и камерных его симфоний, но при этом наполненная философской глубиной и характерным для композитора сочетанием наивности и трагизма.
Композитор не раз называл свою Четвёртую симфонию «юмореской», и таково было её первоначальное обозначение, но это юмор особого свойства: юмор как единственное спасение от отчаяния, от трагедии, которую человек не в силах предотвратить, и противоречий, устранить которые не в его власти. «Собственно говоря, — признался позже Малер, — я хотел написать только симфоническую юмореску, а у меня вышла симфония нормальных размеров».
Симфонию отличает прозрачность оркестровки – Малер использует камерные ансамбли внутри большого оркестра, звон колокольчиков, лёгкие скрипичные пассажи создают пасторальную атмосферу, слышится влияние народной музыки, а беззаботные моменты сменяются тревожными, словно напоминая о хрупкости счастья.
Заключительная часть симфонии является вокальной и основана на тексте из поэмы "Das himmlische Leben" ("Небесная жизнь"). Это необычно для финальных частей симфоний, так как она включает в себя солирующий голос (сопрано) и создает атмосферу спокойствия и умиротворения.
Включение вокала в финальной части делает эту симфонию уникальной и создаёт неожиданный эффект, что нарушает ожидания слушателей, так как большинство симфоний завершаются инструментальными частями.
Голос Екатерины Захаровой, обладая проникновенным сопрано, придавал звучанию симфонии еще больше глубины. Она плавно вливалась в оркестровое сопровождение, создавая ощущение легкости и невесомости. Солистка впечатляла не только своим техническим мастерством, но и эмоциональной выразительностью, заставляя зрителей погрузиться в мир детских фантазий, описанный в финальной части симфонии.
Публика настолько погрузилась в это произведение и была «околдована» волшебным голосом Екатерины Захаровой, что после последних аккордов воцарилась звенящая тишина, прежде чем зал наполнился взорвался аплодисментами и восхищенными овациями!
Концерт, завершающий фестиваль искусств «mART: Шостакович», соединил саркастичную манеру Шостаковича и масштабность эмоционального мира Малера. Эти два выдающихся композитора, представляющие разные музыкальные эпохи и стили, сложили удивительный диалог, который полностью захватил внимание слушателей и позволил им ощутить величие и разнообразие музыкального языка.
Дирижер Максим Ноговицын:
- Программа сегодня была необычной. Малер редко исполняется вообще, не только в России, но и в принципе в мире, потому что его музыка очень требовательна и к оркестру, и к дирижеру, и к публике.
Хочу поблагодарить наших артистов оркестра, концертмейстера оркестра -Ульяну Леонтьевну, которая играла соло во второй части в Скерцо.
Спасибо Екатерине Захаровой за столь прекрасную сольную партию в четвёртой части. И вообще всех хочется благодарить после таких концертов, потому что это была действительно сложная программа!»
Текст - Ольга Фоменко
Фото - Иннокентий Орестов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии