Анастасия Дружинина – лауреат международных и всероссийских конкурсов, член Союза театральных деятелей РФ, член Союза композиторов России и Бурятии, лидер культуры 2023 Республики Бурятия, победитель конкурса на создание музыки к национальному балету, посвященному 100-летию Республики Бурятия.
В 2024 году Анастасия вошли в число лауреатов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинации «Балетная музыка» и стала обладательницей специальных призов. Один из них – Сертификат на исполнение её произведения симфоническим оркестром Symphonica ARTicaв Якутске, Великом Новгороде и Санкт-Петербурге.
Беседа с Анастасией состоялась 4 декабря, перед концертом в Великом Новгороде. Мы поговорили о её творческом пути, о профессии, планах на будущее и о том, что связывает ее с Якутией.
Что вдохновило вас на выбор карьеры композитора и музыканта? Есть какие-то особые моменты или люди, которые повлияли на Ваш выбор?
- Как вы знаете, музыкальное образование ступенчатое, есть начальная школа, есть среднее звено — это колледж, и высшее — это ВУЗ, консерватория.
Музыкой я хотела заниматься, поэтому мама и отправила меня в музыкальной школу. Я хотела играть на фортепиано. Училась в музыкальной школе, в первые годы это больше было в формате «нужно». Дальше это стало увлекать меня больше и больше, и когда заканчиваешь музыкальный школу, естественно, встает вопрос, продолжать ли дальше обучение. У меня такой вопрос не стоял, потому что я понимала, что мне это интересно. Единственное, у меня была дилемма - выбрать
фортепианное отделение, потому что я в школе училась как пианистка, или теоретико-композиторское.
Я даже начала учиться на двух отделениях в колледже, и встретила своего педагога - Екатерину Алвиановну Олерскую, сначала это тоже было в формате факультатива композиции. Потом факультатив перешел
в постоянные занятия, сразу начались конкурсы, поездки, написание произведений. Ну а про консерваторию я уже не говорю, уже была понятна цель. Конечно, большую роль сыграл педагог. Екатерина Олерская воспитала плеяду молодых композиторов, например Денис Хоров, который, кстати, тоже награжден специальным призом вашей филармонии – исполнением его сочинения в Якутске в 2025 году, он её ученик.
Как Ваше образование в Улан-Удэнском музыкальном колледже и Московской консерватории повлияло на Ваше творчество? Какие навыки Вы считаете наиболее важными для композитора?
— Заниматься с Екатериной Алвиановной стало для меня настоящим открытием, поскольку она предоставила не только музыкальную базу. Прежде всего, композитор должен быть высокоразвитым человеком с широким мировоззрением. Важна гибкость ума: необходимо читать много интересных книг и разбираться в искусстве в целом. Именно поэтому говорят, что профессия композитора одна из самых сложных — она охватывает множество аспектов. При написании музыки для оркестра нужно знать каждый инструмент: его возможности, диапазон, звучание и то, что он способен воспроизвести. Исходя из этого, возникает множество нюансов. Кроме того, композитор вряд ли сможет состояться без хорошей теоретической базы. Знание теории, гармонии, инструментовки и оркестровки — всё это играет ключевую роль в нашей профессии.
Какие композиторы вдохновили и повлияли на Вас? Есть ли композиторы, за чьим творчеством следите?
- Да, много хочется перечислять композиторов, но я назову тех, которых не перестаю слушать. Это Арво Пярт, Альфред Шнитке, Кшиштоф Пендерецкий, а из современных - Алексей Айги, очень нравится.
Вы работаете в различных жанрах — от балета до электроакустической музыки. Как Вы выбираете стиль или жанр для конкретного произведения?
- Я давно работаю в театре и привыкла решать конкретные задачи. Если возникает определённый проект, я пишу музыку специально для него. Если мне предлагают написать для кино или хореографического ансамбля, я с удовольствием принимаюсь за это. Честно говоря, сейчас у меня не так много времени, чтобы создавать что-то просто "для души", как раньше говорили — "в стол". Все мои сочинения направлены на решение конкретных задач или для определённых коллективов. Например, есть хоровой коллектив, и их хормейстер всегда рад исполнить мою музыку. Я стараюсь писать для них, потому что уверена, что мои произведения будут исполнены, и исполнители действительно заинтересованы в этом.
Вы являетесь автором музыки ко многим спектаклям в Бурятии. Пишите ли Вы также музыку для симфонических оркестров? Что Вас больше увлекает?
- Написать музыку, допустим, к драматическому спектаклю, в некотором роде будет даже сложнее. Потому что ты должен учитывать мнение и взгляд режиссёра, хореографа. Ты должен понимать, как твоя музыка будет совпадать с декорациями, с костюмами, даже иногда светом. То есть, это та работа, когда очень много факторов должно совпасть. Конечно, бывают решения, когда ты напишешь музыку и говоришь — вот так и никак иначе.
Убеждаешь режиссёра в том, что здесь в этой сцене такое именно такое должно быть музыкальное решение. Иногда убеждаешь, иногда нет.
То есть, само построение этих сцен спектакля драматургически не легче, чем выстроить, например, симфонию по форме или какое-то другое произведение. То есть здесь тоже сложно. Или та же опера, там тоже есть оперная драматургия, вокальная. Работа с музыкальной драматургией — это, по сути, самое сложное. Поэтому большой опыт работы в театре мне очень помогает.Что касается музыки в театре, здесь существует множество задач, связанных с тем, как она должна звучать. Разные режиссёры и спектакли могут требовать совершенно различных подходов. Например, иногда приветствуется только симфоническое звучание, или только камерное, а в некоторых случаях используется исключительно фортепиано. Есть спектакли, где актуальны современные аранжировки и разнообразные популярные стили. В этом контексте возникают определённые сложности, поскольку каждому проекту необходимо подобрать именно тот музыкальный стиль, который будет органично сочетаться с общей концепцией.
Естественно, моё консервативное композиторское сердце больше тяготеет к оркестру, но не всегда есть возможность исполняться именно оркестром.
Вот сейчас мне очень повезло. И то, потому что была задача конкретная.
В сюите же было десять минут, а по предложению Натальи Владимировны, я ее сделала почти до тридцати. То есть была конкретная задача и конкретное исполнение. Конечно, когда работаешь с дирижером, работаешь с оркестром, желание писать для оркестра, усиливается, но это тоже очень долгий процесс, и я думаю, что по возвращению я возьмусь за новую партитуру.
С какими проектами Вы сейчас работаете или планируете в будущем? Есть ли что-то, что Вам особенно интересно в данный момент?
- Сейчас очень хочется продолжать писать для оркестра, кроме того, хочу попробовать себя в написании произведения для органа. Органисты вообще очень активные. Сейчас это очень популярное направление. Может даже для симфонического оркестра с органом, разные могут быть варианты. Также продолжаю работать в театре. На протяжении года много разных постановок. Сейчас у нас планируется музыкально-пластический спектакль. Может быть, даже мюзикл. Если говорить о долгосрочных планах, хочется уже попробовать себя в опере.
По результатам III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура», Вам – лауреату этого конкурса, от Филармонии Якутии вручен специальный приз - исполнение сюиты к балету "Земля веры – Баргуджин Тукум» Государственным симфоническим оркестром Симфоника Артика в Якутске, Великом Новгороде и в Санкт-Петербурге - в Мариинском театре. Эти события играют важную роль в Вашей жизни?
- Да, безусловно, это уже особая связь с Якутией.
- А что еще Вас связывает с нашей республикой?
- У меня здесь живут родственники мужа. Он достаточно долгое время жил в Якутии, в Якутске закончил школу. После этого семья переехала в Улан-Удэ. Здесь у него очень много родственников. Мы редко видимся. Я их пригласила на концерт, чтобы они знали, чем их невестка занимается. Конечно, они были поражены. Теперь они постоянные слушатели филармонии.
Волнуетесь, когда исполняют Вашу музыку?
- Я настолько погружена в процесс анализа, что мне волноваться особо некогда. В процессе слушания я пытаюсь понять плюсы и минусы своей работы.
Как Вы относитесь к своим наградам и признаниям в музыкальной сфере? Какие из них были для Вас наиболее значительными?
— Это не имеет большого значения. Моя позиция такова: конечно, приятно, когда твой труд оценивается. Однако в данной ситуации важно не только материальное вознаграждение. Самая главная награда для композитора — это исполнение. Когда я в первый раз написала музыку к спектаклю и услышала её в театре, я поняла, что это нечто особенное, ведь спектакль остаётся в репертуаре, и раз в месяц, как минимум, ты можешь слышать свою работу. И это слышат многие люди. Вот в чём смысл: чтобы произведение исполнялось, чтобы слушатели могли его воспринимать — хорошо или плохо, не имеет значения. Главное, чтобы это вызывало у них эмоции и трогало их.
Кем бы Вы могли стать, если бы не занялись музыкой? Есть ли другие профессиональные области, кроме музыки, которые Вас привлекают?
-Я не знаю.
Может, педагогика?
— Педагогика, да, но позже, намного позже. Сейчас не могу сказать. Если композитор начинает преподавать, он часто перестает писать — это касается меня. Хотя это не обязательно относится ко всем, для меня это так.
Беседовала Ольга Фоменко.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии