Осень в Якутии богата на события. Учреждения культуры оживленно открывают свои концертные и театральные сезоны, радуя зрителей новыми постановками и музыкальными произведениями. Бурлит общественная жизнь: проходят фестивали, выставки и мастер-классы, собирающие людей, увлеченных наукой, искусством и культурой.
24 сентября в Якутске стартовал V Северный форум по устойчивому развитию. Участники форума из разных стран обсуждают важные вопросы, касающиеся арктических регионов. Особое внимание уделяется креативным индустриям и культурному наследию Арктики. В рамках этого события 26 сентября Филармония Якутии открывает XIV Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние».
В этом году часть фестивальных концертов посвящены 45-летию Союза композиторов Якутии. Сотрудничество филармонии и Союза композиторов играет ключевую роль в развитии музыкальной культуры региона. Эти две структуры, каждая из которых выполняет важные функции, дополняют друг друга, создавая уникальную платформу для поддержки и популяризации музыки.
Уже на первом концерте-открытии фестиваля будет звучать музыка композиторов Якутии, 10 октября на сцене Театра оперы и балета РС(Я) им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона пройдет юбилейный концерт, 13 октября будет исполнен балет «Сказочная долина» К. Герасимова, 16 октября состоится концерт «Композиторы Якутии – детям!».
Накануне этих значимых событий, состоялась беседа с Председателем Союза композиторов Якутии Николаем Михеевым о творчестве, вдохновении и перспективах.
1. Как Вы начали свой путь в музыке? Какие события или люди оказали наибольшее влияние на Ваше становление как композитора?
- Свой музыкальный путь я начал еще в раннем детстве в городе Вилюйске. В семь лет меня отдали в музыкальную школу в класс фортепиано. У меня был очень музыкальный дедушка. Когда я учился в третьем классе, услышали, что открылась Высшая школа музыки. Мы переехали в Якутск, и уже там я продолжил свое обучение музыке. Моими педагогами были Ларионова Валентина Афанасьевна, в старших класса я учился у заслуженного работника культуры РС(Я) Майи Ивановны Ивановой. Факультативно посещал занятия по композиции у Полины Николаевны Ивановой и Владимира Васильевича Ксенофонтова, и это большая удача, потому что именно они вдохновили и подготовили меня к профессии «композитор». Я очень благодарен каждому педагогу Высшей школы музыки.
2. Какие важные уроки и знания Вы получили во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и аспирантуре Московской консерватории им. П.И. Чайковского у таких выдающихся мастеров как профессор, народный артист РСФСР Борис Тищенко и композитор, профессор, народный артист России Александр Чайковский?
- Мне очень повезло учиться у таких больших мастеров. Они, кстати, друзья. На уроках, в общении с ними я впитывал всё: весь их багаж знания жизни, какие-то моменты, именно человеческие. А Санкт-Петербург и Москва славятся своими театрами, и впечатления от них у меня, конечно, незабываемые.
3. Как Вы начинаете писать музыку, с чего берете вдохновение?
- Музыка у меня начинается всегда с какого-то образа. Ставлю задачу, представляю определенный образ. И с этого образа рождается сама тема, и впоследствии эта тема претворяется в оркестровую партитуру.
4. Ваша музыка часто связана с якутскими традициями. Как Вы интерпретируете и интегрируете местные культурные элементы в свои произведения?
-Перед тем как приступить к работе я всегда изучаю этнический материал, который собрали наши музыковеды, этнологи. Это действительно наше сокровище — Якутия, и его нужно изучать ещё глубже. В своей музыке я всегда интегрирую якутский мелос и северные мотивы в академическую структуру оркестра. Мой стиль достаточно близок к классическому. Каждый композитор по-своему работает с темами, и вот так протекает мой творческий процесс.
5. Как Вы видите роль технологий в современном композиторском искусстве?
- Сегодня технологии играют значительную роль в работе композиторов. Во-первых, компьютер становится основным инструментом, на котором композитор набирает свои партитуры, создает аранжировки и пишет музыку. Лично я много работы посвящаю созданию музыки для кино, мультфильмов и видеоигр, и моё творчество неразрывно связано с современными музыкальными технологиями.
6. Как Вы считаете, какие текущие музыкальные тенденции наиболее интересны и актуальны для начинающих композиторов?
- В наши дни такие композиторы как Ханс Циммер и Дзё Хисаиси, пользуются большой популярностью, и именно любовь к киномузыке часто приводит к интересу к академической музыке. Молодые композиторы начинают изучать партитуры Бетховена, Моцарта и других великих мастеров. Я настоятельно рекомендую молодежи посещать больше симфонических концертов и крупных театральных представлений, чтобы обогатить свой внутренний мир и расширить музыкальный опыт.
7. В репертуар Государственного симфонического оркестра Symphonica ARTica прочно вошли Ваши сочинения: симфоническая фантазия «Таас хайа», симфоническая картина "Ыра Санаа". 26 сентября наши слушатели в предвкушении услышать 2 и 3 часть «Арктики» - актуальнейшей на сегодняшний день темы. Планируете ли Вы еще создавать произведения крупной формы – симфонии, кантаты, концерты для солирующих инструментов?
- Да, "Артику" я писал с большими перерывами, но все же завершил её, и это стало для меня очень радостным событием. В планах - создание больших партитур, но сейчас у меня есть государственный заказ на написание оратории "Эллэй Боотур", в которой будет интегрировано якутское олонхо, что станет своего рода экспериментом. Я также активно работаю в театральном искусстве. Заказы поступают от Театра Танца РС(Я) имени С.А. Зверева — Кыыл Уола, театра Олонхо и Сахатеатра.
8. Как Вы балансируете между различными направлениями своей работы, такими как, например, серьезная музыка для симфонического оркестра, музыка для спектаклей, кино и мультфильмов? Не возникает ли у Вас чувство, что чем больше Вы себя расходуете на разные проекты, тем меньше времени остается для глубокого сосредоточения на каждом из них?
- В наше время многие композиторы работают в различных жанрах, и это требует хорошего тайм-менеджмента и умения распределять свои силы. В моем творчестве все жанры равнозначны, каждая сфера требует одинакового усердия и трудолюбия. Поэтому, на мой взгляд, продуктивность не должна снижаться, если человек работает в нескольких жанрах. Напротив, это становится взаимодополняющим процессом, который может привести к возникновению новых экспериментальных жанров — и это, безусловно, очень интересно.
9. Есть ли у Вас любимые композиторы или произведения, которые вдохновляют Вас в вашей работе?
- У меня основная школа Санкт-Петербургская. Я учился у Бориса Тищенко, и мы очень много изучали партитур Дмитрия Шостаковича. И, наверное, это один из любимых моих композиторов.
10. Как Вы видите будущее Союза композиторов Якутии? Какие шаги нужно предпринять для его развития?
- Союзу композиторов я всегда желаю, чтобы у нас появлялись новые композиторы, новые члены. Организация должна расти, развиваться. В прошлом году у нас было пополнение - Сардаана Заровняева окончила Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, поступила в наши ряды Союза композиторов Якутии. В следующем году завершает обучение в Московской государственной консерватории Никифор Яковлев, у меня он факультативно проходил композицию. Мы тоже с радостью ждем его в ряды Союза композиторов Якутии. Так что тенденция намечается очень хорошая, без перерывов и в будущем мы будем радовать очень разной и хорошей музыкой якутских композиторов.
Филармония Якутии искренне поздравляет Союз композиторов Якутии с юбилеем! Желаем дальнейшего процветания, новых творческих свершений и вдохновения. Пусть в рядах Союза появляются новые таланты, а его деятельность продолжает обогащать музыкальную жизнь Якутии и за ее пределами.
Интервью записала Ольга Фоменко
Фото – из архива Филармонии Якутии
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии