Марк Николаевич Жирков родился 29 марта (10) апреля 1892 года в городе Вилюйске в семье казака-поселенца. Жизненный путь Марка Жиркова подразделяется на два периода – вилюйский и якутский. Композитор учился в казачьей школе, затем окончил Вилюйское высшее начальное училище. По окончании потупил в Якутское реальное училище, но вынужден был оставить учебу из-за материальных трудностей.
Интерес к музыке проявился у Марка с детских лет. Он увлеченно слушал олонхосутов, учился играть на домбре, балалайке, гармонике, гитаре, скрипке, пел в хоре политических ссыльных. 1909 году создал струнный оркестр в Вилюйском высшем начальном училище. После окончания учебы в 1910 г. начинает работать учителем пения и постепенно становится во главе музыкальной жизни города. Он организует хор, оркестр народных инструментов, устраивает любительские концерты, участвует в них как дирижер, режиссер и исполнитель. 1912-1914 гг. – учитель музыки в Вилюйском высшем начальном училище, начал сочинять мелодии по мотивам якутских народных песен.
В годы Великой Октябрьской революции М.Жирков принимал активное участие в борьбе за советскую власть, в годы гражданской войны с оружием в руках отстаивал ее завоевания. В послереволюционные годы он работал экономистом – плановиком в Вилюйском ревкоме и исполкоме. В 1921 г. организовал оркестр народных инструментов, драматический кружок и хор в Вилюйске при Народном доме.
Переломным в жизни Марка Николаевича стал 1933 год – год поступления в Московскую государственную консерваторию. Он не имел необходимой профессиональной музыкальной подготовки, и возраст уже был довольно зрелым поэтому он окончил консерваторию по специальной программе трехлетнего курса под руководством профессора И.И.Дубовского на композиторском факультете.
Конечно за такой короткий срок овладеть всей композиторской техникой было невозможно. Но и увеличить срок обучения не получалось так как нужно было помогать поднимать музыкальную культуру Якутии.
С 1936 до 1951 года Марк Жирков оставался единственным профессиональным композитором в республике.
1936 г. Марк Николаевич руководитель Якутского государственного национального хора при Якутском драматическом театре, одновременно, до 1949 года, был заведующим музыкальной частью театра.
М. Н. Жирков репетирует с хором
Жирков собирает народные песни. Он писал: «Именно в фольклоре запечатлелся гений народа, его исторический опыт, его думы и чаяния. Благороден и возвышен строй народных преданий. Они прославляют мужество и героизм, любовь к своему народу и к своей Родине, борьбу против рабства и угнетения; они воздают хвалу человеческой доблести и труду…» В 30-е годы композитор записывает народные мелодии от артистов хора, а в 40-е и 50-е годы принимает участие в двух фольклорных экспедициях. За этот период он записал 44 танца, 9 мелодий олонхо, 14 тойуков, 198 песен. Всего М. Н. Жирков записал около 600 народных мелодий, сделал описание народных игр, танцев, зарисовал народные инструменты.
Композиторское наследие М. Жиркова разнообразно по жанрам, включает песни, обработки народных мелодий, инструментальные пьесы, оперы, балеты. Оно подчинено одной главной задаче – созданию якутской профессиональной музыки на основе народной. Несомненно, поздний приход к профессиональной музыкальной деятельности, упущенное время для полноценного образования ограничили перспективы его роста как композитора, Жирков понимал это и, попробовав себя в инструментальных жанрах, сосредоточил усилия в области сольной и хоровой песни и музыкально-сценических жанров, прибегнув при этом к соавторству с Г.И. Литинским. Заметно особое отношение Жиркова к хоровому искусству. Это подчёркивается тем, что свою организационную исполнительскую и композиторскую деятельность он начинает в качестве художественного руководителя якутского национального хора (с 9 декабря 1936 г.).
Создав первоначально небольшой коллектив, Жирков совершенствует его, доводит численный состав до 29 человек (9 сопрано. 7 альтов, 4 тенора, 9 басов). Хорошая ориентация в вопросах хороведения, аранжировки, владение вокальной технологией, знание достоинств якутских традиций вокализирования и в целом народной, песни позволили, создать интересные хоровые обработки и другие хоровые сочинения, способствовали в последующем многочисленных развёрнутых хоровых сцен в операх «Ньургун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр», написанных в содружестве с Г.И. Литинским. Пишет балеты «Полевой цветок», Аленький платочек».
Заслуги М. Н. Жиркова велики. Вот лишь некоторые:
1941 г. – удостоен звания заслуженного деятеля искусств Якутской АССР;
1944 г. – один из организаторов первой детской музыкальной школы в Якутске, инициатор создания музыкального театра-студии;
1945 г. – стал членом Союза композиторов СССР;
1947 г. – руководитель сектора искусствоведения НИИ языка, литературы и истории Якутского филиала Академии наук СССР; написал совместно с Г.И. Литинским первые якутские оперы «Ньюргун Боотур», «Сыгый Кырынаастыыр» и балет-сказку «Полевой цветок»;
1948 г. – издал сборник «Якутские песни для голоса и хора с сопровождением фортепиано».
М.Н. Жирковым созданы также 5 симфонических произведений, сюита для фортепиано из 10 частей, марш для симфонического оркестра, инструментальные произведения, кантаты, квартеты, театрализованный концерт «Ысыах», 35 песен для хора. Он автор песен на слова якутских поэтов; записывал и обрабатывал якутские народные песни. Автор монографии о якутском национальном оркестре.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Якутской АССР. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР.
Имя М.Н. Жиркова присвоено Якутскому музыкальному колледжу (училищу). Он заложил первый камень в фундамент якутской композиторской школы, но не подготовил преемников, способных продолжить начатое им дело, и со смертью М.Жиркова (умер М.Жирков 17 апреля 1951 года) процесс формирования школы оказался прерванным. Он возродился с приездом Г. Григоряна в 1953 г. и Н. Бажова в 1954. Затем в 60-е годы на постоянную работу приезжают Н. Берестов и В. Кац, начинает работать первый композитор-якут З. Степанов. Постепенно ряды композиторов растут их пополняют В. Ксенофонтов, А Созонов, П. Иванова и др.
Творческая деятельность нескольких поколений композиторов заложила крепкий фундамент национальной композиторской школы РС (Я).
Наумова Нелли Юрьевна, зам.директора по учебно-воспитательной работе, Отличник культуры РС (Я)
Источник: https://dshi1.saha.muzkult.ru/Mark_Zhirkov/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии