Берестов родился в 1932 г. в селе Кабанское Бурятской АССР в семье железнодорожного мастера. Детские и юношеские годы Берестова прошли в казахстанском городе Уш-Тобе, здесь он окончил среднюю школу, здесь начался его путь в музыку. Он самостоятельно освоил баян и нотную грамоту, в 1944 г. дал свой первый концерт перед ранеными солдатами в госпитале, а в возрасте 13 лет начал работу профессионального баяниста, в течение 3-х лет гастролировал с концертной бригадой, затем работал баянистом в клубе. 1951-1954 гг. – служба в Советской Армии, а после ее окончания – учеба на теоретико-композиторском отделении Алма-Атинского музыкального училища (1954-1958), уроки композиции в классе профессора Е. Г. Брусиловским и первые произведения разных жанров. Высшее образование Берестов получил в Уральской консерватории (1959-1964) в классе композиции Г. Н. Белоглазова и О. А. Моралева.
С 1964 года Берестов жилт и работал в Якутске. Он существенное влияние на развитие музыкальной культуры республики как композитор, фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. С целью изучить уклад жизни, традиционную культуру, «впитать» в себя специфику национального музыкального мышления, композитор побывал во многих районах республики, записал десятки мелодий, в реальных условиях бытования изучил песенные и танцевальные жанры и стили. Чрезвычайно важным для него было непосредственное знакомство с творчеством олонхосутов и тойуксутов, представителей профессиональной ветви традиционного искусства. Его этнографический «багаж» насчитывает около 500 якутских, эвенкийских, эвенских, юкагирских, чукотских, бурятских, русских, манси и других фольклорных образцов. Он создал музей якутских инструментов, благодаря его труду редактора опубликованы многие сочинения якутских авторов.
Отношение к фольклору, как главному источнику творчества, составило основу эстетических, мировоззренческих принципов и музыкально-стилистических ориентаций Берестова. Он не просто русский композитор, живущий и работающий в Якутии, он – якутский композитор. Он настолько глубоко освоил специфику традиционного искусства якутов, что оно стало органичным для его музыкального мышления. Тематический материал его произведений вырастает на интонационной основе якутского фольклора, принципы драматургии и формообразования произведений вокальных и инструментальных, симфонических и камерных, циклических и одночастных восходят к тойуку и олонхо (Концерт для трубы и симфонического оркестра, оратория «Песни и танцы якутского лета», вокальный цикл «Луч солнца»). Он расширил сферу уже существовавших жанров якутской музыки и создал новые, приоткрыв еще не тронутые пласты традиционного искусства в качестве источника профессионального творчества. В этой связи особенно показательно его отношение к хомусу. В Концертной импровизации для хомуса и симфонического оркестра Берестов впервые вывел хомус в качестве солирующего инструмента, вступающего в соревнование с симфоническим оркестром. За это произведение композитор получил диплом лауреата на Всесоюзном смотре концертных программ (1978). Он использует хомус как инструмент концертной эстрады в сочетании с фортепиано, с домрой и фортепиано, ударными инструментами, пением и декламацией. Берестов создал «Школу игры на хомусе» и «Хрестоматию для хомуса», вел класс хомуса в музыкальном училище.
Творчество Берестова развивалось в гармоничном соотношении музыкальных жанров. Большой пласт составляет хоровая ветвь: хоровые песни, кантаты, оратории, поэмы, сюиты. Оркестровый блок включает симфонические увертюры, концерты, поэмы, картины, произведения для камерного оркестра и оркестра якутских народных инструментов. Обширна область камерного творчества: фортепианные трио, сонаты для разных инструментов, фортепианные циклы, этюды, прелюдии и фуги, отдельные пьесы для фортепиано и других инструментов, вокальные циклы, вокализы для голоса и фортепиано и т. д. Берестов – автор оперы, балетов, музыки к драматическим спектаклям. Композитора интересует широкий спектр жизненных проблем, связанных с психологически сложным внутренним миром личности, с исторически переломными моментами в жизни народа и современностью. Центральной в его творчестве является тема природы, народного быта, обрядов, празднеств. Берестов стремится донести до современников народные представления о нравственных и эстетических ценностях. Жизнь народа и природы для него – источник целостного, оптимистического мировосприятия, окрашивающего все его творчество светлыми, яркими и ясными красками.
Музыка Берестова – реальность художественной жизни Якутии на протяжении уже более полувека. Она входит в репертуар многих солистов и исполнительских коллективов, звучит в программах радио и телевидения, издается якутскими и московскими издательствами. Она известна и за пределами республики, и за пределами России.
Берестов – педагог воспитал многих музыкантов, успешно работающих сегодня в учебных заведениях, концертных организациях, исполнительских коллективах. Он выступил создателем Союза композиторов Якутии, в течение десяти лет возглавлял его работу (1979-1989), на этом посту в значительной степени способствовал росту авторитета республиканской композиторской организации, активизации творчества композиторов и музыковедов, популяризации якутской музыки в республике и за ее пределами.
https://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=Mcspersona/view&id=319
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии