Сегодня, 19 марта, в День Арктики в Якутии, Государственная филармония РС(Я) им. Г. М. Кривошапко представила второй концерт музыкального фестиваля "mART: Бетховен +".
Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica под управлением заслуженного деятеля искусств РС(Я) Натальи Базалевой вышел на сцену в свой день рождения. Двенадцать лет назад, 19 марта 2012 года состоялся первый концерт-проект оркестра. Созданный в Якутии - арктическом регионе России, коллектив с гордостью носит имя, символизирующее Арктику. С 2014 года Филармония Якутии является членом ЯФ МОО "Ассоциация Полярников РФ" - "Якутская Арктика" и считает своей миссией - быть "проводниками" культурной среды в самые отдаленные северные регионы республики, обеспечить доступ к культурным ценностям и мировым музыкальным шедеврам.
Концерт прошел в рамках уникального творческого проекта Министерства культуры России и Московской государственной академической филармонии - "Всероссийские филармонические сезоны", который направлен на возрождение активной концертной деятельности на всей территории России и обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей различных регионов нашей страны. Проект реализуется с 2003 года, к его участию привлечены ведущие филармонии страны, в том числе и Филармония Якутии, которая неоднократно была организатором и исполнителем концертов в Якутске.
В первом отделении концерта Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica под управлением Натальи Базалевой исполнил Симфонию № 6 последнего венского романтика Антона Брукнера, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения. Ведущая концерта - генеральный директор филармонии Туйаара Пестрякова рассказала слушателям об этом произведении, наполненном эмоциональной силой и грандиозностью.
Как и многие произведения Брукнера, Симфония № 6 может вызывать различные толкования и интерпретации, она смелая и жизнеутверждающая, так как в ней композитор восхищается красотой мироздания, его величиной, качеством и объёмом. Некоторые слушатели и музыковеды видят в ней отражение окружающего мира, другие находят в ней выражение религиозно-духовных чувств, характерных для творчества Брукнера. В период работы над 6-й симфонией, Брукнер посетил Швейцарию, любовался Монбланом. Эти впечатления отразились в ней. Композитор, как тонко чувствующий человек, выступил в роли наблюдателя "с пытливым умом и острым взглядом", который увидел "ничтожность человека, который разглядел жалкую попытку создать из себя бога". Брукнеру открылась простая истина: человек, являющийся наиболее подобным богу существом, есть вершина мистического акта сотворения вселенной, что свобода есть ответственность. Брукнер признаёт за человеком право нести ответственность за сохранение живой природы Планеты Земля с честью и гордостью, ведь нести такой груз – самое настоящее счастье - это значит нести в себе МИР!
В создании объемного и насыщенного звучания симфонии особую роль сыграли исполнители групп струнных и медных инструментов оркестра, музыканты сумели передать все величие и мощь Симфонии № 6 Антона Брукнера - настоящего музыкального памятника, посвященного красоте и значимости окружающего нас мира.
Главной темой фестивального концерта является имя великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Во втором отделении с симфоническим оркестром Symphonica ARTica выступил солист - лауреат международных конкурсов, участник многочисленных фестивалей в России и за рубежом Пётр Лаул - разносторонний, яркий пианист из Санкт-Петербурга. Он сотрудничает с ведущими оркестрами России и мира, особое внимание уделяет камерному музицированию. В 2021 году музыкант исполнил в одном концерте все пять фортепианных Концертов Бетховена в Большом зале Петербургской филармонии к 250-летию композитора.
ГСО Symphonica ARTica и Петр Лаул под управлением дирижера Натальи Базалевой представили Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор, соч. 73, широко известный как «Император» — самый грандиозный и масштабный из фортепианных концертов Бетховена. Сочинение посвящено эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, покровителю и ученику Бетховена.
Величие и масштабность этого произведения становятся очевидными с первых же нот - Бетховен умело использует контрасты в этом концерте, чтобы передать различные эмоциональные состояния - мощь и нежность, силу и покой.
Концерт покоряет небывалым размахом, героической мощью и виртуозностью фортепианной партии, которую с блеском исполнил Петр Лаул. Техническая сложность произведения, а также его эмоциональная глубина и экспрессия, требуют от пианиста особого профессионализма и таланта. Cимбиоз солиста и оркестра вызвал у слушателей желание прислушаться к ритму своего сердца, ощутить единение и волю к победе. Вдохновленная и благодарная публика не отпускала музыкантов со сцены. На бис Петр исполнил два роскошных произведения - Экспромт № 2 ми-бемоль мажор Франца Шуберта и Интермеццо ми-бемоль мажор Йоганнеса Брамса.
Текст - О. Фоменко
Фото - И. Орестов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии