10 октября, в рамках XV Международного арктического музыкального фестиваля «Северное сияние», прошел концерт с поэтичным названием «Дорогой длинною». Программу представил Государственный концертный оркестр Якутии и отличник культуры РС(Я), артист Симфонического хора Филармонии Якутии Леонид Анциферов, чей мощный и проникновенный бас стал украшением вечера.


Ведущий Евгений Гузман провёл программу с неизменным обаянием, помогая зрителям настроиться на лирическую волну каждого произведения.

Особый интерес публики был прикован к дирижерскому пульту, за которым был музыкант Михаил Погодаев. Несмотря на то, что для многих он известен как виртуоз-баянист, лауреат многочисленных конкурсов, в этот вечер он уверенно руководил оркестром, демонстрируя свой талант в новой ипостаси.

Программа концерта и впрямь была «длинною» – не по времени, а по своему творческому размаху. Она охватила несколько столетий и жанров. Вечер открыла изящная «Тарантелла» Сергея Василенко, а затем публика окунулась в золотой фонд классики: «Речитатив и ария Сусанина» Михаила Глинки, «Песня Варлаама» Модеста Мусоргского из оперы «Борис Годунов», «Куплеты Мефистофеля» Шарля Гуно из оперы «Фауст».
Особое место в программе заняли романсы и песни. Лирические «Я покинул родимый дом» Георгия Свиридова и легендарная «Дорогой длинною» Бориса Фомина плавно перешли в душевные, знакомые каждому мелодии советских лет. «С чего начинается Родина», «Как молоды мы были», «Главное, ребята, сердцем не стареть» – эти песни в исполнении Леонида Анциферова и в обработке для оркестра зал слушал, затаив дыхание, а подчас и подпевая.

Бурными аплодисментами встречали слушатели инструментальные номера в исполнении оркестра под управлением Михаила Погодаева – лирический «Русский вальс» Веры Городовской, музыку из кинофильма "Три тополя на Плющихе" Александры Пахмутовой, яркую "Бурлеску" Олега Шаренды в редакции Владимира Шкуровского.

Слушатели не сдерживали эмоций, танцуя в зале во время исполнения "Королевы красоты"!


Завершился вечер мощным аккордом песен: «Мы желаем счастья вам» и «День Победы», последнюю публика слушала стоя. На бис прозвучала культовая «My Way» и еще раз, полюбившаяся "Королева красоты", ставшая финальной точкой в этом музыкальном марафоне.


После концерта Михаил Погодаев поделиться впечатлениями от работы с оркестром.
- Михаил, вы уже второй раз встаете за пульт Государственного концертного оркестра Якутии. Как вам работается с коллективом? Изменилось ли Ваше восприятие музыки, когда Вы встали за пульт не с баяном, а с дирижерской палочкой?
— Мы давно сотрудничаем, с 2010 года я играл в составе оркестра на баяне. Поэтому, как мне кажется, взаимопонимание с коллективом было уже налажено. Работать с оркестром – это огромное удовольствие и большая ответственность. Коллектив замечательный, очень отзывчивый и профессиональный. Что касается восприятия музыки, хотелось бы поблагодарить моего педагога по баяну, Пикутского Николая Владимировича. Он научил меня, играя на инструменте, слышать музыкальные произведения в исполнении оркестра. Поэтому, когда я пришел в коллектив в качестве дирижера, мне это помогло. С 2017 года я работаю с учебными оркестрами, сначала с оркестром ДШИ № 1, затем с оркестром народных инструментов музыкального колледжа. Но работать с Государственным концертным оркестром Якутии в качестве дирижера, конечно, было волнительно! Одно дело находиться в коллективе в качестве одного из артистов и совсем другие ощущения когда им управляешь.
— Помогает ли вам опыт солиста в дирижировании?
— Тут скорее наоборот. Хороший солист должен слышать всю оркестровую фактуру, как дирижер. Ведь чтобы быть хорошим дирижером (в уме говорим - хорошим музыкантом) одним из главных качеств должны быть «большие уши», умение слышать всю фактуру произведения. И так как я с детства играю в различных оркестрах, то это навык у меня, я надеюсь, сформировался.
— В чем для вас самая большая сложность и самая большая радость в работе дирижера?
— Самая большая сложность для меня — это, конечно то, что невозможно на прямую воздействовать на исполнение музыки. Восприятие дирижера происходит в основном через руки (мануальную технику) и отклик на них может быть разный, и в разное время и разное понимание. Многое, если не всё, зависит от восприятия дирижера оркестрантами. Но когда все получается так, как задумывалось, то тут, конечно, эйфория невероятная! Ни один инструмент не заменит живой оркестровой фактуры, и когда она звучит, то это просто непередаваемое ощущение!
— Видите ли вы свою дальнейшую творческую деятельность в качестве руководителя оркестра?
— Загадывать не хочется (чтобы не сглазить), но шанс работать с государственным оркестром филармонии дается, мягко говоря, не каждому. Хотел бы поблагодарить Наталью Владимировну Базалеву за возможность поработать с оркестром в качестве дирижера, это предложение было для меня неожиданным, и я ей за это очень благодарен.

Концерт «Дорогой длинною» подарил якутской публике море теплых эмоций и горячие аплодисменты были искренним "спасибо" за творчество, тронувшее душу.
Текст - О. Фоменко
Фото - К. Седалищев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии






