В рамках VI Всероссийского симфонического форума на Урале выступил Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica.
В этом году на сценах Свердловской филармонии и концертных площадках области участвовало около тысячи музыкантов, представляющих несколько симфонических оркестров нашей страны: Российский Национальный Молодежный, Российский Национальный, Уральский филармонический, оркестры из Якутска, Красноярска, Уфы, Томска и Ульяновска.
Symphonica ARTica – один из гостей уральского форума, мобильный коллектив единомышленников, находящийся в отличной профессиональной форме. Оркестр был образован в 2012 году, в его составе - выпускники Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия). Тогда же коллектив впервые выступил на сцене Концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге с программой «Звуки Арктики». Оркестр успешно развивается, осваивает множество самых разных программ, концертирует и участвует в самых разных культурных проектах, в числе которых ежегодный Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние», Московский Пасхальный фестиваль, юбилейные концерты, посвящённые 380 и 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства в Москве, Санкт-Петербурге и Хабаровске. Коллектив дважды сопровождал финальный тур Международного фестиваля-конкурса скрипачей и струнных квартетов имени Леопольда Ауэра в северной столице в 2014 и 2015 году, гастролировал на ведущих музыкальных сценах Москвы и Санкт-Петербурга.
Художественный руководитель Филармонии Якутии, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), дирижер Наталья Базалёва приложила немало усилий для укрепления творческих взаимосвязей деятельности Филармонии в русле интенсивной концертной жизни страны.
Наталья Базалева: «Сегодня Филармония Якутии играет важнейшую роль в культурной жизни региона. Я искренне надеюсь, что наша любовь и верность музыке, наше постоянное стремление сделать жизнь якутян лучше, гармоничнее, изысканнее помогут нам достичь ещё больших вершин. Концертный акустический зал, который мы очень ждём, откроет для музыкантов новые возможности, а наш любимый слушатель, который достоин услышать качественное многообразное звучание мировой музыкальной классики, увидит немало звездных имен на этой музыкальной сцене».
С момента основания оркестра у его руля один из известных дирижеров, итальянец Фабио Мастранджело. Оркестр под его управлением показал себя во всем великолепии: объемный роскошный звук, ансамблевая дисциплина, контрастная динамическая палитра, виртуозная игра не оставили равнодушной уральскую публику, согревшую музыкантов из края вечной мерзлоты теплыми продолжительными овациями!
В преддверии выступления на сцене Свердловской филармонии Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica дал концерт в Каменске-Уральском в ста километрах к югу от уральской столицы. На сцене местного Социально-культурного центра (СКЦ) прозвучали Славянский марш Петра Чайковского, сюита из балета "Поцелуй феи" Игоря Стравинского и Седьмая симфония Сергея Прокофьева.
Мелодию имперского гимна «Боже, царя храни!» Чайковский цитировал в своем «Славянском марше», созданном в годы Русско-турецкой войны. Спустя полвека Стравинский, следуя заветам своего великого предшественника, сочинил балет «Поцелуй феи». Его музыка буквально соткана из интонаций Чайковского, преломленных сквозь призму оригинального композиторского мышления. Необычайная гибкость и созерцательная манера игры, характерная для молодых музыкантов якутского оркестра, вселили в это сочинение еще больше сказочности и таинства. Эмоциональной непосредственностью и задушевной искренностью были отмечены интерпретации Фабио Мастранджело Седьмой симфонии Прокофьева и сюиты из балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского. Яркий художественный темперамент сочетается у Фабио с концептуальной продуманностью исполнительского плана, тонким пониманием идеи каждого произведения, за которое он берётся в концерте. Концерты вызвали заслуженный успех и доставили эстетическое наслаждение публике. Подлинная увлеченность музыкой в полной мере позволяет Фабио Мастранджело решать сложные исполнительские задачи. Именно это удалось передать дирижеру в его вдохновенной трактовке знаменитой Второй «Богатырской» симфонии Александра Бородина с её гениальным русским эпосом и тончайшей палитрой оттенков. Импульсивный жест и стремительная энергия Мастранджело заряжали не только музыкантов, но и публику. Седьмая симфония Сергея Прокофьева, завершившая оба концертных вечера в Каменске-Уральском и Екатеринбурге, стала настоящей квинтэссенцией мира образов прокофьевской музыки с ее светлой меланхолией, изяществом и гармонией.
Фабио Мастранджело: «Я всегда ставлю перед собой задачу в работе с любым из оркестров играть исключительно русскую музыку. Например, Вторая «Богатырская» симфония Бородина нечасто исполняется сегодня среди всех русских симфоний. Я представляю якутский оркестр на симфоническом форуме в Екатеринбурге впервые и для меня это особая миссия. В следующем году мы отметим десятилетний юбилей оркестра. Галина Кривошапко, первая в Якутии женщина-дирижер стояла у истоков становления профессионального музыкального искусства страны. Долгое время она возглавляла этот коллектив. После распада Советского Союза оркестр прекратил своё существование. Я представил себе, как можно жить в городе и творить музыку, быть композитором, иметь возможность показывать ее музыкантам своего оркестра. Возглавив оркестр, я сразу принял решение, чтобы на каждом своем концерте в программе обязательно присутствовало сочинение местного композитора. Мы переиграли очень много самой разной якутской музыки и даже заказывали новые произведения современным композиторам. С момента начала работы с коллективом, я сразу сказал музыкантам о том, что если они хотят, чтобы в их республике был серьёзный профессиональный оркестр, необходимо усовершенствовать инструментарий, сформировать состав музыкантов и, конечно же, обрести концертную площадку. Необходимо иметь очень хороший, соответствующий самым лучшим параметрам акустики, современный концертный зал. Рост и уровень звучания оркестра очень зависит от этого. Мою просьбу услышали. Несмотря на то, что прошло уже почти десять лет, сейчас зал уже строится. Он будет рассчитан на симфонические концерты и оперно-балетные спектакли. Там у нас будет возможность трансформировать сцену, иметь оркестровую яму. При филармонии создан большой хор. Я не сомневаюсь в его дальнейших участиях в постановках опер. Я еще раз подтверждаю свою убедительную позицию – всё, что мы могли делать без концертного зала, мы делали. Мы достигли максимальных художественных результатов, учитывая отсутствие зала. Я слышу в оркестре, как ребята могут совершенно иначе себя вести по отношению к игре, когда они играют в хороших акустических условиях. Гастрольная деятельность у нас началась достаточно рано, сразу же в первый год после создания оркестра. Осенью 2012 года мы выступили в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, затем отправились в Москву, концертировали в других регионах страны. Мы всегда стараемся соответствовать максимальному исполнительскому уровню. С другой стороны плохие площадки — это тоже определенное испытание для музыкантов, найти свой голос, даже когда всё вокруг сопротивляется. Проведение Всероссийского симфонического форума в Екатеринбурге – беспрецедентная инициатива со стороны руководства Филармонии и ее руководителя Александра Колотурского. Такие идеи я очень поддерживаю и желаю, чтобы это большое симфоническое дело продолжалось, а параллельно в его орбиту входило проведение научных конференций, симпозиумов и собраний, посвященных региональному оркестровому движению. Мне хотелось бы претворить такие же идеи в жизни Якутска и всей Республики Саха, чтобы люди слушали не только свои коллективы, но и другие оркестры России, включая крупные коллективы с участием Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Александра Сладковского. Такие мечты иногда тоже могут быть очень полезными»!
Якутский оркестр завершил свои гастроли на Урале еще одним региональным концертом в Ирбите. Там за пульт коллектива встала Наталья Базалева. К уже прозвучавшим сочинениям Бородина и Чайковского добавились оркестровые партитуры якутских композиторов – симфоническая поэма «Arctica» Николая Михеева и Фантазия на якутские темы Юрия Степанова.
Виктор Александров, Екатеринбург
Фото Иона Иванова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии