Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica филармонии Якутии под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Саха Натальи Базалевой выступил в Концертном зале Мариинского театра Санкт-Петербурга.
Фото Михаила Вильчука Мариинский театр
Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica филармонии Республика Саха (Якутия) имени Галины Кривошапко был создан в 2012 году и в первый же свой сезон выступил в Концертном зале Мариинского театра. В составе оркестра играют выпускники Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) имени В. А. Босикова. Коллектив не только сопровождает все значимые события региона, но и представляет национальную культуру Якутии на столичных сценах и по всей стране.
С первого дня главным дирижером оркестра Symphonica ARTica является Фабио Мастранджело. Коллектив участвовал в концертах Московского Пасхального фестиваля в Якутске и в Международном арктическом музыкальном фестивале «Северное сияние». Музыканты были достойными гостями Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке.
Свой очередной концертный визит на берега Невы якутский оркестр провел в рамках масштабного российского турне от Сочи до Пскова. В научно-образовательном центре «Сириус» в Сочи за пультом оркестра был его главный дирижер Фабио Мастранджело. Концерты в Петербурге и Пскове состоялись под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Саха Натальи Базалевой.
Наталья Базалева воплотила свою мечту в жизни — дирижирование оркестром. Сегодня в нашей стране не так много можно увидеть женщин-дирижеров за пультом симфонических коллективов. Впервые она услышала симфонический оркестр в 15 лет в Хабаровске и поняла, что в дальнейшем свяжет свою судьбу с симфоническим дирижированием.
Путь к дирижерской карьере Натальи был непростым и тернистым. Ее педагог, дирижёр, народный артист СССР, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Арнольд Кац говорил: «У тебя есть всё, чтобы стать хорошим дирижёром, только у тебя есть всего один, но очень существенный недостаток — ты женщина! Тебе надо идти другим путём!» Но Наталья с ее упорством и стремлением не изменила своей будущей профессии. Она уже давно разделила свою жизнь на Якутию и Санкт-Петербург. В 2003 – 2007 годах стажировалась под руководством Валерия Гергиева в Мариинском театре. В сезоне 2016 – 2017 гг. была главным дирижером Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания, в дальнейшем филиала Мариинского театра во Владикавказе. И все же большую часть времени Наталья Базалева проводит вместе с якутским коллективом, постоянно участвует с ним в гастролях , в том числе в Санкт-Петербурге.
Наталья Базалева:
«Наш оркестр довольно частый гость на этой сцене, в основном с главным дирижером Фабио Мастранджело. Я дирижирую здесь третий раз якутским оркестром. Концертный зал Мариинского театра – роскошная площадка, мы все ее очень любим и ценим. Эта сцена помогает развиваться нашему молодому коллективу. Всегда для нас большая радость поработать в хороших акустических условиях, намоленных самим маэстро Валерием Гергиевым в этих благодатных стенах. Якутский оркестр, несмотря на свой достаточно молодой возраст, проделывает свой творческий путь от программы к программе. Родную атмосферу нашего микроклимата мы стараемся сохранять в нашем коллективе, у нас действительно очень уютная и домашняя атмосфера, музыканты хорошо чувствуют и понимают друг друга. Оркестру всегда очень интересно осваивать новый репертуар, знакомиться с новыми городами и концертными сценами на гастролях. Музыканты даже идут на творческие риски и успешно справляются с ними. Оркестранты всегда очень ответственно относятся к своей работе, полностью выкладываются на концерте. Одно из произведений петербургской программы ярко характеризует наш северный край. Я говорю о хореографической поэме «Ойуун» («Танец шамана») современного якутского композитора Кирилла Герасимова. Эта музыка уже звучала здесь в одном из прошлых концертов нашего оркестра под управлением Фабио Мастранджело. Я тоже решила повторить этот яркий колоритный опус, который хорошо рифмуется с симфониями Брамса и Бородина, претворяя национальный колорит. Обе симфонии были созданы примерно в одно и то же время. А в Якутии в конце XIX века люди слушали совсем другую музыку, а именно то, что было в руках или на одежде шамана. Несмотря на то, что мы включили в программу сочинение современного композитора, все равно получился такой исторический срез — как параллельно развивалась музыкальная культура Востока и Запада, в то время как на необозримых просторах Якутии царила тишина. И вот спустя 145 лет, мы совершили невероятный рывок. У нас появилась новая музыка, новые композиторы, молодой симфонический оркестр. Таким образом, семимильными шагами наверстываем упущенное и осваиваем симфонические партитуры, идя с Запада на Восток. И я считаю это правильным и мудрым решением».
Фото Михаила Вильчука Мариинский театр
Программу вечера наряду со Вторыми симфониями Иоганнеса Брамса и Александра Бородина украсила хореографическая поэма «Ойуун» («Танец шамана») современного якутского композитора Кирилла Герасимова, автора национального гимна Республики Саха (Якутия). Ритуальная эстетика поэмы пронизывает музыкальную ткань сочинения, постепенно нарастая к грандиозной кульминации. В чем-то по своей стихийной мощи и экспрессии она перекликается с музыкой балета «Весна священная» Игоря Стравинского, воспевающей картины языческой жизни Древней Руси. Противопоставление стихий Востока и Запада явственно ощущалось в «Танце шамана» Кирилла Герасимова — таком своеобразном диалоге с небесными силами, воплощенном в демонической оркестровой музыкальной ткани. Наталье Базалевой удалось воссоздать эту ритуальную атмосферу на сцене, достигнув впечатляющих грандиозных музыкальных кульминаций.
На примере трёх таких разных и непохожих друг на друга симфонических партитур можно было проследить вехи мировой музыкальной истории — от романтического XIX столетия, когда о культурной жизни якутская земля ещё и мечтать не могла, до современных реалий многоликой Республики Саха.
Вторая симфония Брамса — одно из самых светлых и радостных сочинений эпохи романтизма — прозвучала очень ярко и выразительно, демонстрируя лучшие исполнительские качества якутского оркестра. Ничуть не уступала по эмоциональному восприятию и качеству исполнения знаменитая Вторая «Богатырская» симфония Александра Бородина – венец эпического симфонизма. Здесь якутский оркестр предстал во всей своей красе – изумительные мелодические узоры деревянных духовых контрастировали с величественными репликами медных. Яркая картина безудержного веселья финала рисовала в воображении слушателей картину богатырского пира, языческой тризны.
21.05.2024 Виктор Александров "Музыкальные сезоны"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии