— Вот неправда, что на Западе хотят отменить русскую культуру! Все это неправда, — абсолютно убеждённо заявил президент Российского духового общества Михаил Брызгалов. — Несмотря на всю ситуацию сегодняшнего времени, в прошлом году практически во всех европейских столицах я читал лекции и в Риме, Вене, Брюсселе, Люксембурге, Дрездене и во многих других городах, и мне говорили: «Мы не мыслим свою жизнь без музыки Чайковского, Рахманинова. Не понимаем как прожить без Чехова, Толстого и Достоевского»...
Решающая встреча с Главой республики
— Буквально накануне, перед моим приездом сюда, мы встречались с Главой Республики Саха (Якутия) Айсеном Сергеевичем Николаевым. Это было на 27-м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), и на одной сессии мы тесно пообщались по вопросам культуры. И я хочу сказать, вам сильно повезло, что у вас такой руководитель, который хорошо разбирается в вопросах культурного развития и культурной политики.
Я давно хотел приехать в Якутию — столько был наслышан о ней и от директора Государственной филармонии РС(Я) им. Г. М. Кривошапко Туйаары Игоревны Пестряковой, и от художественного руководителя Натальи Базалевой, и от заведующего кафедрой концертных духовых и ударных инструментов ВШМ Александра Эдуардовича Кузьмина, и от директора Музея музыки Аизы Петровны Решетникой.
А приехал только сейчас. Впервые. Решил, что пора всё бросать и ехать, увидеть всё собственными глазами. И я совершенно удивлён тем, что увидел. Вашим высоким уровнем подготовки кадров, высоким профессионализмом духовых оркестров, высоким уровнем культуры. Вы, может, сами того не замечаете, а он виден у вас на каждом углу.
«Фанфары земли Олонхо»
Давние и крепкие связи с Ассоциацией духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Всероссийское духовое общество» имени Валерия Халилова и её президентом Михаилом Брызгаловым у Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) завязаны, прежде всего, на творческом проекте «Фанфары земли Олонхо», в проведении которого Ассоциация оказывает ощутимое содействие.
Так, в 2017 и 2019 годах благодаря её поддержке в Якутске выступил один из лучших трубачей России Владислав Лаврик. И даже привезти в Якутск наших этноисполнителей — Максима Дуткина из Чокурдаха и Вячеслава Кемлиля из Черского — тоже помогли именно они. А билеты, на минуточку, стоили по 54 тысячи в один конец. Ассоциации эти ребята были сами интересны, и они часто потом показывали фотографии с ними в костюмах и с бубнами.
В 2022 году они привозили в Якутск военного дирижёра, гобоиста Илью Сергеева из Владивостока. В этом году организовали приезд трубача, лауреата Международного конкурса имени П.И. Чайковского Алексея Иванова.
Фанфары «Детям Азии»
«Фанфары детского спорта» — уникальный творческий проект, который проводится в рамках культурной программы МСИ «Дети Азии» с 27 июня по 5 июля. Это два концерта на открытой площадке на открытии кинофестиваля плюс наградная церемония, которая проходит каждый вечер в 19 часов под живое исполнение духовым оркестром Lena River Brass гимна страны-победительницы. Уникальное явление! Каждый вечер — под живую музыку! Где это видано?!
На площади перед оперным театром высокому гостю довелось открыть фестиваль, управляя Сводным оркестром. На сцене — духовой оркестр Lena River Brass, трубач Алексей Иванов, артисты Симфонического хора Филармонии Якутии и духовой оркестр Высшей школы музыки им. В.А. Босикова, исполнившие Гимн России, «Пусть всегда будет солнце» и «Навсегда великая страна» В. Халилова. И в качестве дирижёра — сам Михаил Брызгалов. Так что тем, как прошло открытие и своим участием в нём, он остался очень доволен.
Я счастливый человек: наконец-то, приехал в Якутск
— Это был замечательный гала-концерт! И как же здорово, что здесь так трепетно здесь относятся к сохранению своего культурного кода. Ваша филармония Якутии, её деятельность, творческие коллективы, административная часть — настолько профессиональны все эти люди, настолько хорошо они знают своё дело, что я хочу отдельно поблагодарить всех работников Государственной филармонии Якутии за их творчество и за труд.
Отдельно хочу сказать о почетном звании Алексея Иванова, лауреата конкурса имени Чайковского, которого мы сюда привезли. Этот конкурс — номер один, ничего выше его в мире не существует. Самый первый конкурс прошёл в нашей стране в 1958 году. А в 2019 году государство посчитало, что духовики — это важная часть музыкальной культуры и должны принимать участие в самом престижном конкурсе, поэтому ввели новую номинацию.
Поэтому мы специально пригласили его, лауреата конкурса имени Чайковского в новой номинации — «медные духовые инструменты» — на фестиваль «Фанфары детского спорта», чтобы порадовать наших слушателей.
С большим удовольствием я посетил Высшую школу музыки, где мечтал увидеть ваш феномен — систему подготовки специалистов «школа-среднее звено-вуз». Отдельно мы встретились с представителями духового сообщества республики Якутии, поговорили с молодыми музыкантами, вместе вышли на Гала-концерт и утром в какой-то прессе я уже прочитал, что, не смотря на жуткий северный ветер, ничто не помешало провести нам этот фестиваль.
В общем, никакого жуткого северного ветра я не ощутил, а ощутил только тепло сердец людей и то, с какой радостью музыканты перед ними выступали.
Приятно удивил замечательный педагогический уровень, который я увидел в Якутске, потому что по мановению волшебной палочки ничего быть не может. Во всё вложено сердце, душа, труд педагога. Чтобы потом Александр Эдуардович Кузьмин, преподаватель Высшей школы музыки, сказал: «Вот этот оркестр филармонический — все эти ребята в разные годы прошли через мои руки. И дирижер в том числе». Это приятно, когда человек так говорит.
Поэтому мои впечатления — самые-самые хорошие и самые позитивные. Я много чего узнаю здесь, много чему удивился. Так что я счастливый человек: я, наконец-то, приехал сюда.
Каждому региону — по отдельному духовому оркестру
Я пропагандист духовой музыки и сам трубач. Я убеждён, что было бы прекрасно, если бы в каждом регионе существовали самостоятельные полноценные оркестры. Как, например, в Екатеринбурге, где духовой оркестр получил статус губернаторского оркестра.
Мы с Надеждой Михайловной Зайковой в Высшей школе музыки тоже говорили о важности духовых оркестров. Во-первых, это патриотическое воспитание, а во-вторых, богатый репертуар со своим независимым от симфонического оркестра творческим планом, который исполняет и классику, и церемониальные произведения, в том числе гимны, и современную музыку кино, и другое. Думаю, в скором времени и у вас появится собственный церемониальный духовой оркестр.
Кто такой Шнитке
В АГИКиИ у Михаила Аркадьевича была запланирована лекция об истории Гимна России. Как генеральный директор Российского национального музея музыки он не мог не рассказать о своем уникальном детище.
— Ни одни важные события в мире музыки, конкурсы Чайковского, Рахманинова и другие без нас не обходятся. Потому что мы — главные хранители музыкальной культуры, музыкального наследия нашей страны. Самый крупный музей в мире — миллион единиц хранения.
Мы храним всю русскую музыку, прижизненные издания Моцарта, архивы Рахманинова и Шаляпина, а выставка «Сергей Рахманинов: "Я русский композитор"» была переведена на 15 языков и прошла в 70 городах и 44 странах мира.
Мы ведем просветительскую работу, продвигая русскую культуру за рубежом и у нас в стране. Потому что сегодня музеи — не только хранители экспонатов. И если сами себя не продвигают, ставят крест на всем, что делают.
В Москве я говорил: «Пойдёмте к метро, спросим у людей, кто такой Шнитке». А когда мы готовились провести Год Рахманинова, просто останавливали людей на улице и спрашивали, кто такой Рахманинов. И никто внятно ответить не смог. Мой любимый ответ: «Рахманинов — композитор, но его композиций я не слышал».
А уж про Шнитке что и говорить! Не говоря уже о том, что он, автор четырёх опер, трёх балетов, 10 симфоний и многого другого, написал музыку к известным мультфильмам, кинофильмам, включая фильм «Экипаж», и (в то время нельзя было такого говорить), если вы знаете фильм «Белорусский вокзал», то музыку к нему создавал Шнитке.
Вот и весь ответ на вопрос, кто такой Альфред Гарриевич Шнитке...
Как поют Гимн в Якутске
Два часа шла презентация музея, затем — преинтереснейшая история о главной мелодии страны. И неожиданно Михаил Аркадьевич говорит:
— А теперь я хотел бы, чтобы вы исполнили Гимн страны!
И когда слушатели встали и запели, Михаил Аркадьевич остался в потрясении от того, как красиво и слаженно они исполнили его просьбу. Долго он пребывал под впечатлением.
Наконец, догадался: «Это были хоровики?»
— И куда вы теперь эту запись? — спросила я.
— Найду куда! — ответил он, довольный приобретением. Наверняка теперь будет показывать в главном музыкальном музее страны, как поют Гимн России в Якутске.\
Сертификат для Музея музыки и фольклора
Как президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров России, Михаил Аркадьевич посетил Музей музыки и фольклора народов Якутии, который создала в 1991 году Аиза Решетникова.
В Ассоциацию теперь входит 40 музеев, но тогда Аиза Петровна была первым человеком, поддержавшим создание Ассоциации.
— С Аизой Петровной мы были очень хорошо знакомы, дружили с ней с 2009 года. Она мне часто звонила. И когда нужно было менять устав, я ей говорил: «Делайте так!». Она во многом другом разбиралась, но не в этих бумажках и не очень понимала, зачем это нужно. И когда мы собирались в Ассоциации музыкальных музеев, столько всего рассказывала! Всегда была душой компании, лекции читала про олонхо и нам это нравилось, мы всегда просили ее ещё рассказать, а потом она садилась за рояль...
Всё это было так душевно, что я всегда мечтал попасть в этот её музей...
Очень внимательно Михаил Аркадьевич прошёлся по залам, сфотографировался с картонной фигуркой Аизы Петровны, поинтересовался, какие народы населяют Якутию и даже поиграл с заместителем директора Романом Мироновым в национальную игру, а потом увидел знакомую фамилию под детским рисунком: Брызгалова Аина. И очень этому обрадовался, как родному, даже попросил себя запечатлеть на фоне.
Впечатлил Михаила Аркадьевича и детский уголок со множеством шумящих инструментов. Сразу взял в руки ритуальные шаманские колотушки, пошаманил, постучал в туго обтянутые кожей барабаны и бубны, проверил звучание самыми кончиками пальцев.
И тут же у него возникла идея пополнить детскую комнату в одном из поселков Луганской народной республики.
За чашкой чая обсудили проблемы. А затем Михаил Брызгалов вручил Роману Миронову сертификат, свидетельствующий о том, что Музей музыки и фольклора народов Якутии является членом Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров России.
Было неожиданно и от того вдвойне приятно. Подарок.
Технология игры на хомусе
Не постучаться с соседнюю дверь было бы непростительной ошибкой. Тем более, что у Михаила Аркадьевича к Музею хомуса имелся исключительный интерес.
Оказывается, в Российском национальном музее музыки хранится большая коллекция этого уникального инструмента, но к ней нет описания.
Нас встретила хомусист-импровизатор, специалист (заведующая экспозиционно-выставочного отдела) Музея и Центра хомуса народов мира Туяра Жиркова, которая не только рассказала об этом удивительном музыкальном инструменте, но и показала мастер-класс игры на хомусе.
— Если прикоснуться к нему, то наполнишься энергией, — пообещала она Михаилу Аркадьевичу, имея в виду самый большой хомус при входе. А затем показала самый ценный хомус, украшенный якутскими бриллиантами, золотом, с серебряным футляром и женским нагрудным украшением для хомусистки.
— А в чем же отличие одного хомуса от другого? — сразу стал выведывать секретики высокий гость, обнаружив разнообразие хомусов в витрине.
— Некоторые мастера делают хомусы для протяжной умеренной игры с длинным дыханием. А бывают мастера, ориентированные на быструю игру.
— От чего это зависит?
— Язычок тонкий легче вибрирует. А толстый, тяжелый язычок дает длинную вибрацию и низкое звучание.
— Каково вообще предназначение хомуса?
— Раньше в Якутии играли женщины, чтобы развлечь детей, а теперь все играют.
— Покажите технологию игры! Я трубач, мне интересно!
И Туяра Андреевна заворожила гостя исполнением на хомусе и провела небольшой мастер-класс.
Наконец, он получил то, что так долго искал: I том каталога музейных предметов из фонда Музея и центра хомуса народов мира «Хомусы народа саха».
И он снова был счастлив:
— Это бесценная для нас книга!
По словам Туяры, сейчас в музее идет работа по описанию хомусов всего мира, и занимаются этим сотрудники фонда, преподаватель АГИКиИ музыковед Варвара Егоровна Дьяконова. Но самым первым, кто начал эту работу, был Иван Егорович Алексеев — Хомус Уйбаан, президент Международного центра хомусной (trump) музыки.
Вот такими замечательными приобретениями для Российского национального музея музыки обернулся для Михаила Брызгалова творческий проект «Фанфары детского спорта».
Уже составили планы на будущее
— Хочу поблагодарить всех жителей Якутии за тот энтузиазм в сохранении кода культурного наследия, который мы здесь увидели. Даже жаль уезжать из Якутии.
Но мы, пребывая здесь, уже запланировали много интересных вещей. Конечно, обязательно примем участие в проведении Года музыки, который будет проходить в республике. И, конечно, мы все ждём новый концертный зал в Якутии и обязательно приедем на открытие. И обязательно привезем вам лучших исполнителей, чтобы порадовать якутскую публику.
И что касается Музея музыки и фольклора в Якутии, который создала поистине выдающаяся личность Аиза Решетникова, мы тоже договорились о наших планах на будущее, всего не раскрываю, но обещаю, что будет очень интересно.
В общем, встретимся с вами еще не раз! До новых встреч!
Елена СТЕПАНОВА
Фото - И. Орестов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии