20 февраля 2023 года Филармония Якутии представила концерт, посвященный 100-летию выдающегося виолончелиста Даниила Шафрана.
Даниил Шафран - народный артист СССР, один из ведущих представителей отечественной виолончельной школы. В течение более чем сорока последних лет XX столетия Даниил Борисович Шафран входил в число наиболее известных и успешно концертирующих виолончелистов мира. Его знаменитая виолончель работы братьев Амати звучала в крупнейших залах Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и десятков городов - мировых столиц и не только. Лауреат Госпремии, заслуженный, а потом и народный артист СССР, он зарекомендовал себя не только непревзойденным мастером трактовок виолончельных миниатюр, но и блестящим интерпретатором крупных произведений из классического и современного виолончельного репертуара. С 1962 года он неизменно был в жюри конкурса Чайковского, а после отъезда Ростроповича так же неизменно его возглавлял.
Из воспоминаний ведущей концерта – музыковеда, заслуженного деятеля искусств Елены Ким-Татариновой, в 1996 году Даниил Шафран приезжал в Якутск и вел мастер-классы в Высшей школе музыки нашей республики. Этот удивительный музыкант привез и подарил целую стопку пластинок с записями своих концертов. Последний его концерт состоялся именно в Якутске, 30 октября 1996 года.
Весь вечер на сцене царила виолончель. Открыл концерт фрагмент из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера – «Свадебное шествие» в исполнении ансамбля виолончелистов Филармонии Якутии во главе с заслуженным артистом России Олегом Сендецким. С 2015 года Олег Петрович является приглашенным концертмейстером группы виолончелей симфонического оркестра Symphonica ARTica. Каждый приезд в Якутск – это не только концерты, но и большая работа с музыкантами, проведение многочасовых мастер-классов.
Справка:
Олег Сендецкий
• Заслуженный артист России (2008)
• Дипломант международных конкурсовОлег Сендецкий родился в Ленинграде. В 1980 году окончил музыкальное училище имени Римского-Корсакова (класс профессора Эммануила Фишмана), в 1988 – Ленинградскую консерваторию (класс профессора Иосифа Левинзона). В 1989–1990 годах стажировался в Женеве у профессора Франсуа Ги.
В 1984–1986 – артист оркестра «Классика», в 1987–1999 – камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», в 1996–1999 – оркестра Театра оперы и балета имени Мусоргского (ныне – Михайловского). С 1999 года – концертмейстер группы виолончелей оркестра Мариинского театра.
С сольными концертами выступал в России, США, Японии, Германии, Франции, участвовал в международных музыкальных фестивалях «Звезды белых ночей», «Санкт-Петербургская музыкальная весна», «От авангарда до наших дней». Музыкант сотрудничал с крупнейшими исполнителями и дирижерами, среди которых – Валерий Гергиев, Марк Минковски, Денис Мацуев, Борис Березовский, Павел Нерсесьян, Давид Герингас. В составе оркестра Мариинского театра принимал участие в записи нескольких десятков дисков, на записях исполнял сольные партии виолончели в Первой и Пятнадцатой симфониях Шостаковича, симфонической поэме «Дон Кихот» Рихарда Штрауса и других произведениях. В 2016 году вышел сольный диск Олега Сендецкого с записями музыки Иоганнеса Брамса.
Изящно прозвучала Соната для двух виолончелей Луиджи Боккерини в исполнении Олега Сендецкого и Ирины Сахиновой. Как отметила Ирина, дуэт с мастером – лучший подарок в день рождения.
Квартет виолончелистов в составе Олега Сендецкого, Саргыланы Степановой, Андрея Охлопкова и Анны Николаевой представил премьеру в Якутске – IV часть Сюиты для трех виолончелей французского композитора Фернана де ла Томбеля – удивительно разностороннего человека, который помимо музыки был писателем и обозревателем, скульптором и художником, арт-фотографом, музыкальным этнологом и астрономом.
Продолжили концерт неповторимая по красоте «Юмореска» чешского композитора Антонина Дворжака и магическая «Павана» француза - Габриэля Форе в исполнении ансамбля виолончелистов в составе: Олега Сендецкого, Анны Николаевой, Саргыланы Степановой, Андрея Охлопкова, Ирины Сахиновой, Светланы Тютриной, Вячеслава Захарова, Максима Ноговицына.
Антонио Вивальди, без сомнения, украл сердца слушателей! Олег Сендецкий и Максим Ноговицын в сопровождении струнного состава Государственного симфонического оркестра Symphonica ARTica исполнили Концерт для двух виолончелей с оркестром, соль минор.
Элегантно, прозрачно, светло прозвучал Концерт до минор в исполнении Олега Сендецкого и струнного оркестра. Великий мастер прошлого Иоганн Христиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна оставил нам шедевр, который не утратил к себе интереса исполнителей и публики.
Блестяще выступила Светлана Тютрина, восхитив публику и выступлением, и сценическим образом, который в полной мере соответствовал произведению - «Песнь менестреля» Александра Глазунова. Концертный номер прозвучал в сопровождении оркестра под управлением Максима Ноговицына.
Вячеслав Захаров достойно исполнил одну из самых известных инструментальных пьес Петра Чайковского - Pezzo capriccioso в сопровождении оркестра под управлением Максима Ноговицына. Пьеса входит в репертуар практически всех концертирующих виолончелистов, в обязательную программу состязания виолончелистов в Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
В завершении концерта прозвучали произведения М. Бруха - «Кол Нидрей» и Д. Поппера - Венгерская рапсодия для виолончели с оркестром, которые виртуозно исполнил артист большого симфонического оркестра Мариинского театра Олег Сендецкий в сопровождении оркестра Symphonica ARTica под управлением Натальи Базалевой.
Концерт подарил огромное эстетическое наслаждение! Прекрасная, чарующая музыка, редко звучащая в Якутске, создала какую-то магическую атмосферу поэтичности, одухотворенного лиризма, придала вечеру особенный шарм!
Под продолжительные аплодисменты, Олегу Петровичу Сендецкому за большой вклад в развитие культуры Республики Саха (Якутия) был вручен юбилейный знак «100-летие Якутской АССР».
Перед концертом удалось пообщаться с Олегом Петровичем Сендецким:
- Олег Петрович, сегодняшний концерт посвящен 100-летию выдающегося виолончелиста - Даниила Шафрана. Довелось ли Вам бывать на его концертах?
- Я был на его концертах. Первый виолончелист, которого я слышал «вживьем» - это был Даниил Борисович Шафран. Мне было лет 6 или 7, я учился в первом классе музыкальной школы. Учительница звала всех на концерты, мы покупали билеты, и я помню, как был на концерте с папой. Он произвел на меня сильнейшее впечатление. Я не помню, что он играл, но это не имело значения. Я сидел очарованный. Он до сих пор является моим кумиром. Я люблю многих виолончелистов и преклоняюсь перед мастерством и Ростроповича, Фурнье и Майского, естественно, нужно отдать им должное. Но для меня виолончелист № 1 – это Шафран!
- Олег Петрович, Вы являетесь доцентом Педагогического университета им. Герцена на кафедре музыкально-инструментальной подготовки, принимаете участие в качестве члена жюри в различных конкурсах, являетесь концертмейстером группы виолончелей большого симфонического оркестра Мариинского театра, а это огромная нагрузка. Как все успеваете?
- Да, еще преподаю в музыкальном училище им. Римского-Корсакова. Меня все спрашивают, как я успеваю? Особенно коллеги по работе. Я очень люблю преподавать, очень! Для меня это тоже отдушина. Удивительное дело, когда я занимаюсь со своими ребятами, у меня полное ощущение, что я такой же, как будто это мои сверстники, как будто не прошли эти годы, а просто я чуть-чуть умнее и больше знаю. Это странное ощущение, я спускаюсь в коридор, я же тоже там учился, стою, и мне кажется, что не было этих 40 лет, которые пролетели.
- Скажите, пожалуйста, с кем сложнее работать – с теми, кто впервые соприкасается с музыкой или с профессионалами, которых уже ничем не удивить?
- Трудно ответить, все от людей зависит. Бывают такие профессионалы, ремесленники, не в плохом смысле слова, люди зашоренные, они делают своё – меня поставили сюда, вот допустим, делать табуретки, и то, что можно сделать кресло, они даже помыслить не могут. Когда с такими сталкиваешься, особенно на мастер-классах такие ребята попадаются, и я понимаю, что мне их даже не раскачать. Они только слышат – чисто – не чисто, скрипит - не скрипит. С ними бывает сложно. С детьми легче. Но, детей надо научить. Как это - руками передать звук! Одно дело, когда ты рисуешь – ты видишь, что выходит, ровная или не ровная линия, а когда звук – их трудно даже собрать сначала. Как в любом деле, есть свои трудности, есть сложности, есть наоборот, какие-то радостные моменты. Я всегда рад любой встрече и если мне удается кому-то приоткрыть дверцу в другое что-то, я очень рад!
- C 2015 года Вы являетесь приглашенным концертмейстером группы виолончелей симфонического оркестра Симфоника Артика. И это уже 6-й Ваш визит в Якутск. Как Вы оцениваете работу с нашими виолончелистами? Есть ли прогресс и над чем еще нужно работать?
- Работать есть всегда над чем! Что касается прогресса – в этот раз, я очень был рад, потому что я почувствовал, что ребята все готовы. Все играют, все всё выучили, и не просто материал выучили, а готовы к общению, к творчеству – это вообще здорово! То есть, это не было для меня какой-то тяжелой работой, какой-то там пыткой. Ни в коем случае! Наоборот, в удовольствие. В первый день, я приехал сюда в два, а в десять мы закончили! Я даже не понял, как столько часов пролетело! Сами репетировали, и отдельно, и ансамблями. Ну, а если так время летит, то значит все хорошо. Я очень рад за ребят, они молодцы! И в концерте, мы так придумали, чтобы они еще и сами поиграли, не просто в ансамбле. Может быть для них это стресс, но, с другой стороны, для чего мы учились?
#Годпедагогаинаставника
Текст - Ольга Фоменко
Фото - Иннокентий Орестов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии