Сегодня, 30 сентября, в актовом зале Детской школы искусств № 2 г. Якутска состоялась творческая встреча с главным дирижером хора Певческой капеллы Николаем Курбатовым. На встречу собрались студенты и преподаватели Высшей школы музыки РС(Я) им. В.А.Босикова, Арктического государственного института культуры и искусств, Якутского колледжа культуры и искусств, Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, учащиеся Детской школы искусств № 2, артисты Симфонического хора Филармонии Якутии.
Со вступительным словом выступила модератор встречи, художественный руководитель Филармонии Якутии и Международного арктического музыкального фестиваля "Северное сияние" Наталья Базалева.
Николай Курбатов делился своим опытом и уникальным взглядом на профессию.
Спикер подробно обсуждал сложность переключения между сольным и хоровым режимом работы для артиста. Он подчеркивал, что это разные психологические состояния и фокус внимания, и умение профессионально существовать в обоих — важнейший навык.
Он говорил о высокой ответственности дирижера и артистов перед слушателем, отметив, что оправдания (болезнь, плохая репетиция) для публики не существуют, и на сцене нужно всегда демонстрировать только высокий результат.
Значительная часть выступления была посвящена формированию концертных программ. Курбатов рассказал, что избегает практики возить один и тот же "гастрольный" набор произведений, а старается готовить уникальные программы для каждого выезда, освежая репертуар.
Он анонсировал программу предстоящего концерта в Якутске, в которую вошли сочинения Свиридова, Бортнянского, Чеснокова, Калинникова, старинные русские романсы.
Акапельное исполнение было названо главным показателем уровня хорового коллектива и мастерства дирижера. Именно в такой "чистой" форме, без оркестра, видна вся тонкость и качество работы.
Николай Александрович рассуждал о важности объединения и поддержки внутри хорового сообщества, особенно в регионах, чтобы музыканты не чувствовали себя одинокими и ненужными.
Он видит миссию коллектива, гастролирующего по стране, не только в выступлениях для широкой публики, но и в общении с местными профессионалами, в обмене опытом и укреплении связей.
Прозвучала мысль о важности хорового искусства в сложные времена, так как оно "возвышает" и помогает людям сплачиваться.
Отвечая на вопрос, спикер поделился своим подходом к профессии, назвав себя "русским хоровиком" — фраза, которую он взял за девиз у одного из своих предшественников, Георгия Дмитриевского.
Он рассказал о своем главном учителе, Вячеславе Александровиче Чернушенко, у которого научился не столько технике, сколько тому, "как нужно работать с коллективом" и, что не менее важно, "как делать категорически нельзя".

На вопрос о продвижении и привлечении молодежи Курбатов ответил весьма консервативно. Он сознательно отказывается от активного ведения соцсетей и создания "персонального бренда", считая, что разговаривать со слушателем нужно исключительно языком музыки.
Вместо исполнения саундтреков или адаптации под современные стили, он видит путь популяризации в глубоком и тщательном "объяснении" музыки слушателю: рассказывать о композиторе, историческом контексте, смысле произведений. Он призвал слушателей готовиться к концертам, предварительно знакомясь с программой.
Творческая встреча с главным дирижёром Певческой капеллы Николаем Курбатовым собрала полный зал заинтересованных слушателей. Предстоящий мастер класс директора хора и начальника внешних связей Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Анны Петровой - это еще одна возможность
профессионального диалога и обмена опытом между петербургскими музыкантами и якутскими артистами, преподавателями и студентами музыкальных учебных заведений. А последующие концерты — это настоящий праздник для меломанов, для всех любителей хоровой музыки и высокого искусства!
Текст - О. Фоменко
Фото - С. Попов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии






