Сегодня, 3 ноября 2022 года, отмечает свой юбилей Герасимов Кирилл Афанасьевич – автор Государственного гимна Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств РС (Я), член Союза композиторов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), почетный гражданин Сунтарского улуса, один из ярких представителей музыкального искусства Якутии.
Кирилл Афанасьевич родился в селе Сунтар Сунтарского района ЯАССР в 1957 году в большой и дружной семье. В семье было шестеро детей – три брата, две сестры. Его отец Герасимов Афанасий Кириллович, уроженец п. Тэнкэ Сунтарского района, после 10 классов ушел на войну, служил в рядах Советской Армии с 1942 г. в Забайкалье, где после прохождения курса младших лейтенантов обучал молодых бойцов. В 1945 г. являлся участником боев в войне против Японии. Афанасий Кириллович является заслуженным работником народного хозяйства республики, Почетным гражданином Сунтарского улуса, дважды награжден грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией» и юбилейными медалями, а также является кавалером ордена Отечественной войны II степени.
Мама композитора – Муза Николаевна имела прекрасный голос. У нее было от природы поставленное лирическое сопрано. «Моя мама, Муза Николаевна, работала медработником. Она обладала прекрасным голосом, и мои детские воспоминания неразрывно связаны с ее выступлениями на различных празднествах, где собирались родные и близкие по какому-нибудь поводу или по каким-либо праздникам. Ее выступления всегда имели неизменный успех и просьбы спеть что-либо еще» — пишет в своих воспоминаниях Кирилл Афанасьевич.
С певицей Альбиной Борисовой
Свое музыкальное образование Кирилл Герасимов начал в 1967 г. в Сунтарской ДМШ в классе баяна. В эти годы будущий композитор получает самое яркое музыкальное впечатление. В 1971 году он участвует в I республиканском конкурсе юных исполнителей в г. Якутске, играя на баяне. Юный музыкант учился в 4 классе музыкальной школы, когда приехал в столицу Якутии в первый раз. Конкурс проходил в деревянном клубе, а чествовали победителей в Русском театре. По воспоминаниям будущего композитора, конкурс был хорошо организован, грамоты вручала диктор телевидения, а освещала мероприятие республиканская пионерская газета «Бэлэм буол» («Будь готов»).
Получив на конкурсе диплом лауреата I степени, Кирилл был принят в Якутское музыкальное училище в класс Радомира Пантелеймоновича Борисова (ныне заслуженного деятеля искусств РС (Я)).
В 1972 году в Москве и Уфе прошла декада Якутии в связи с 50-летием ЯАССР. И Герасимов Кирилл после I курса училища был направлен для дальнейшего обучения в Уфимское училище искусств.
Закончив в 1976 г. Уфимское училище, он поступает в Уфимский государственный институт искусств на факультет народных инструментов в класс преподавателя (ныне профессора) Равиля Галимовича Рахимова. Параллельно на старших курсах института Кирилл Афанасьевич занимается обработкой и переложением якутских мелодий для баяна и оркестра народных инструментов.
После обучения в институте Кирилл Афанасьевич возвращается в Якутское музыкальное училище, а осенью был призван в армию. После несколько месяцев в учебном танковом полку близ г. Читы «Песчанка» солдата Герасимова переводят в ансамбль песни и пляски Забайкальского округа, где прослужил 1,5 года в качестве концертмейстера оркестра.
Герасимов и Михеев
Творческая деятельность К. Герасимова оказала большое влияние на становление личности композитора и неразрывно связана с другими видами деятельности: общественной, педагогической, дирижерской, издательской, просветительской.
В 1991 г. Кирилл Афанасьевич заканчивает Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по классу композиции у известного сибирского композитора, профессора Георгия Николаевича Иванова, а также обучается в классе заслуженного артиста России Михлина Михаила Григорьевича на кафедре оперно-симфонического дирижирования.
В композиторский отряд Кирилл Герасимов влился в 1991 году, сразу после окончания консерватории. Приступив к активной творческой деятельности, Кирилл Афанасьевич, постепенно приобретая определенный опыт, начинает познавать себя с разных сторон. Со временем определяется круг интересов, жанров, сфера образности и особенности самовыражения, наиболее близкие композитору. В своем творчестве К. Герасимов обращается в основном к жанру миниатюры: симфонической, фортепианной, вокальной. В 1992 г. композитор был принят в члены Союза композиторов России.
Первыми сочинениями молодого композитора стали: «Тойук и дэгэрэн» для скрипки и оркестра народных инструментов, который в 1990 году был исполнен оркестром народных инструментов Новосибирского радио и телевидения (художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР В.П. Гусев); квартет для двух скрипок, альта и виолончели – впервые прозвучал в исполнении квартета студентов Новосибирской государственной консерватории в 1991 году; обработка песни В. Протодьяконова «Ньургуhуннар» («Подснежник») для баяна – исполнена автором на государственном экзамене при окончании института; а также романсы на слова Н. Герасимова «Серенада» и «Ожидание», которые впервые прозвучали в исполнении заслуженного артиста ЯАССР А.П. Алексеева.
С Фабио Мастранжело
К первым сочинениям молодого композитора можно отнести также хореографическую поэму «Ойуун», которая была написана в 1991 году. В 1992 г. на это произведение был поставлен одноактный балет. Симфонический же вариант поэмы прозвучал на фестивале «Классика и современность» в г. Новосибирске, также с успехом был исполнен в гг. Москва и Санкт-Петербург. Так, в 2012 и 2017 г., поэма «Ойуун», под управлением главного дирижера филармонии Якутии Фабио Мастранжело, была исполнена в концертном зале Мариинского театра.
За последние пять лет в творческом портфеле композитора прибавились три балета. Первый балет, под названием «Айар Куо» («Благословенные узоры») был закончен в 2019 году. Впервые он был представлен 5 марта 2021 г. на встрече Кирилла Афанасьевича с преподавателями и студентами отделения теории музыки Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова.
Двухактный балет был задуман в связи с юбилеем уроженца Сунтарского улуса, народного сказителя, певца, основоположника якутского современного танца Сергея Зверева-Кыыл Уола, 120-летие которого праздновалось в 2020 году. Композитор использовал танцы, заложенные Сергеем Зверевым еще тогда, когда он с народными коллективами ставил якутские танцы, описания которых, к сожалению, не сохранились. Но есть воспоминания, по которым они были возрождены, в том числе и музыкальные мотивы, по которым в свое время сделал инструментовку для народного оркестра композитор Василий Зырянов.
Музыка каждого номера красочно рисует перед нами яркие картины балетного действа. Например, вступление к балету представляет собой драматическое начало, в звуках оркестра мы как бы слышим повествование о легенде, связанной с таинством, с темными силами. 2-я тема вступления олицетворяет фрагмент сцены камлания удаганки.
Грамотное использование оркестрового письма, оригинальное композиторское решение очень точно передают образы страны Олонхо, в котором умело рисуются картины праздника ысыах, отражаются различные стили якутского пения – народных песен, небного пения, а также звучание вариантов сунтарского осуохая.
Второй балет Кирилла Герасимова «Сказочная долина» был написан в конце 2019 – начала 2020 гг., к юбилею Якутской балетной школы (колледжа) имени Аксении и Натальи Посельских. Премьера балета «Сказочная долина», который является первым якутским национальным детским балетом состоялась в Государственном театре оперы и балета им. С. Омоллона 28 апреля 2021 г.
Благодаря продолжению плодотворного сотрудничества с балетмейстером, заслуженной артисткой России Екатериной Тайшиной, 20 мая 2022 г. с большим успехом состоялась премьера нового лирического одноактного балета К.А. Герасимова «Нарын таптал» («Светлая любовь»). В основу сюжета балета положена тема светлой и чистой любви. . Борьба темных и светлых сил, противопоставление силе любви и верности – ревности, предательства и самопожертвования – все это отразилось в единстве музыки и танца.
Прекрасной школой для становления молодого композитора была дирижерская деятельность. С 1991 года он являлся дирижером симфонического оркестра НВК «Саха», а с 1994 года стал главным дирижером этого коллектива, заменив на этом посту заслуженную артистку России, народную артистку РС (Я) Г. М. Кривошапко.
Под его управлением на концертных площадках республики и в прямом эфире радио и телевидения прозвучали произведения В. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского, Д. Шостаковича и др., некоторые из них были услышаны в Якутии впервые. Многие симфонические произведения якутских композиторов были исполнены под управлением К. Герасимова, а их записи вошли в золотой фонд НВК «Саха».
С успехом дирижирует он и своими произведениями, не только симфоническими, но и театральной музыкой: в театре Оперы и балета в 1992 году с успехом ставится хореографическая поэма «Ойуун».
С 1998 г. К. Герасимов работает в качестве дирижера в Якутском государственном театре оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона. В его репертуаре вся балетная афиша театра: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Дон Кихот», «Баядерка» Л. Минкуса, «Золушка» С. Прокофьева, «Жизель» А. Адана, «Чурумчуку» Ж. Батуева и др. Он принимает участие в фестивалях балета «Стерх-2000» и «Стерх-2002», юбилейном фестивале классического искусства в 2001 году.
Симфоническая музыка занимает важное место в творчестве композитора. Как и каждый композитор Якутии, Кирилл Афанасьевич ищет в ней свою палитру оркестровых красок, подбирает средства музыкальной выразительности, помогающие создать свой индивидуальный почерк оркестрового письма. Но, при этом, он опирается, как на национальные фольклорные традиции, так и на современные достижения отечественных и зарубежных композиторов.
По словам Кирилла Афанасьевича, «образность симфонического произведения тесно связана с программностью. Порой слушателю необычайно сложно понять музыкальное произведение, без раскрытия содержания. Тем более исполнителю, который должен точно знать, о чем играет, что выражает проведение музыкальной темы для каждого отдельного инструмента и оркестра в целом. Если коллектив (или отдельный исполнитель) играет только текст – он играет без прочувствованности скрытого содержания, он выходит и начинает «лгать» слушателю».
Использование камерных форм, тембровое мышление композитора повлияло на формирование оркестрового письма и создание ярких и оригинальных сочинений в данном жанре.
К наиболее известным сочинениям К. Герасимова, написанным для симфонического оркестра можно отнести: хореографическую поэму «Ойуун» («Шаман») 1991 г., «Сюиту» 1995 г., симфоническую фантазию «Раздумье» на тему песни Валерия Ноева, написанную в 1997 г. А также музыкальную картину «Северные мотивы» 2008 г. и «Концертино» для фортепиано с оркестром, сочиненное в 2009 г.
«Тойук и дэгэрэн» для скрипки с оркестром К. Герасимова, написанный в 1993 г., сам композитор по жанру определяет как диптих. Произведение построено на сопоставлении традиционных, сложившихся в якутском музыкальном фольклоре двух песенных стилей (дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа). «Тойук» написан для скрипки solo. И в нем мы видим мастерское использование композитором возможностей «раскрывающегося лада» (термин, введенный Грантом Арамовичем Григоряном). Начиная с двух тонов, идет постепенное завоевание пространства. Во второй части произведения композитор использует интонации и ритмы якутского стиля «дэгэрэн».
Вначале 2000-х гг. симфонические произведения К.А. Герасимова стали известны в крупных городах России и за рубежом. Так, «Фантазия на якутскую тему В. Ноева» была исполнена в г. Санкт-Петербурге, а «Тойук и Дэгэрэн» для скрипки и симфонического оркестра прозвучал в Смоленске. Ансамбль скрипачей ВШМ исполнил пьесу К. Герасимова «Якутский обрядовый танец» во Франции, Венгрии, Австрии, Монголии, Китае.
17 декабря 2016 г. в г. Новосибирске состоялась премьера Камерной симфонии для струнного оркестра, которая была написана композитором по просьбе Андрея Дедюкина, руководителя ансамбля «Arco ARTico». Произведение исполнил камерный оркестр Новосибирской филармонии, под управлением дирижера Театра Оперы и Балета Республики Саха (Якутия) Николая Пикутского.
В Якутске симфония впервые прозвучала 4 февраля 2017 г. на юбилейном концерте струнного ансамбля «Arco ARTico».
Идея симфонии выражена в двух словах «Вопрос предков» (или как говорит сам композитор – «Спрос предков»). Содержание симфонии – это отражение некоего (относительного) диалога, в который вступают предки и их потомки.
Симфонические и другие инструментальные сочинения К. Герасимова обладают такой отличительной чертой как концертность,которая проявляется в использовании смены регистров, динамики и темпов, а также приемах симфонического письма.
Большой популярностью в Республике пользуются два сюитных цикла для фортепиано «День из детства» и «Якутская сюита», которые были написаны для юных пианистов, а также цикл детских пьес для фортепиано «На птичьем дворе».
Начиная с конца 1990-х гг. одним из основных направлений в творчестве композитора стала вокальная музыка. Произведения из вокальных циклов и отдельные песни композитора вошли в репертуар ведущих якутских певцов – А. Борисовой, А. Тимофеевой-Мухиной, Л. Кузьминой, Н. Чигиревой, А. Самсонова, Н. Попова, Ю. Баишева, Б. Алексеева, Г. Петрова и др. Композитор пишет свои сочинения исключительно на стихи якутских поэтов. А
Одной из задач своего творчества К. Герасимов считает создание якутского романса. В музыке якутских композиторов жанр романса, по мнению композитора, представлен не очень широко, так как «требует более глубинного раскрытия содержания текста и соответствующего сопровождения с равноправным участием в художественном раскрытии фортепианной партии».
В выборе поэтического материала к своим произведениям К. Герасимов очень требователен. Это обусловлено тем, что жанр романса предполагает очень серьезное и вдумчивое отношение к литературному тексту, и К. Герасимов большое значение уделяет выбору поэтического материала к своим произведениям. Сам композитор считает, что «… слова… должны точно соответствовать настроению, теме, в них должен развертываться особый сюжет…».
Так, например, в вокальном цикле «Осень», проявляется обращение к излюбленной композитором теме природы. Камерно-вокальные миниатюры цикла, как определяет сам автор, принадлежат к жанру романса. В цикл вошли шесть романсов, объединенных между собой поэтической темой осени, образом одиночества и красотой якутской природы.
Песенный жанр в творчестве композитора представлен песнями различного характера и тематики. Всего им написано более 30 вокальных произведений в жанре якутской песни. По мнению композитора, именно «песня помогает показать внутренние желания, выразить чувства через прочтение поэзии».
Государственный гимн Республики Саха (Якутия) написан композитором на стихи якутских поэтов Саввы Тарасова и Михаила Тимофеева, автор текста гимна на русском языке Владимир Федоров. Именно это произведение принесло композитору повсеместную известность.
Композитор тесно сотрудничает с исполнителями и ведущими солистами Государственной филармонии им. Г.М. Кривошапко и Театра оперы и балета им. С. Омоллона, ансамблями «Arco ARTico» и «Виртуозы Якутии».
Многие произведения К. Герасимова были включены в конкурсные программы выступлений якутских музыкантов на Международных и Всероссийских конкурсах. Яркая самобытность и оригинальность музыки композитора помогла талантливым музыкантам создать неповторимые выступления и получить звания лауреатов и дипломантов престижных конкурсов. Так, Афанасий Герасимов (сын композитора), который стал дипломантом VIII Международного конкурса в Венгрии (г. Кашкаи, 2003 г.), исполнил в своей программе «Тойук и дэгэрэн» для скрипки с оркестром.
Успешную композиторскую деятельность К. А. Герасимов сочетает с общественной и педагогической работой. С 2007 по 2011 гг. Кирилл Афанасьевич Герасимов являлся ответственным секретарем Союза композиторов РС (Я). За эти годы совместно с Союзом композиторов были проведены многие важные для культурной жизни Якутии мероприятия. 26 марта 2016 г. К.А. Герасимов заслуженно становится председателем правления Союза композиторов Республики Саха (Якутия) и активно продолжает свою общественную и просветительскую деятельность.
Плодотворна и многолетняя педагогическая работа Кирилла Афанасьевича Герасимова. С 1981 г. после окончания Уфимского государственного института искусств композитор начинает преподавать в Якутском музыкальном училище на отделении народных инструментов.
И затем, в 1983 г., после службы в армии, Кирилл Афанасьевич возвращается в родное училище, где продолжил свою преподавателькую и творческую деятельность в качестве преподавателя по классу баяна, руководя оркестрами русских народных, якутских национальных инструментов, организовывает оркестр баянистов и аккордеонистов.
В дальнейшем, педагогический опыт композитора пригодился в филиале Екатеринбургской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, и в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Выпускники его работают в учебных заведениях культуры РС (Я) и за ее пределами, закончили высшие музыкальные учебные заведения России.
С участием К. Герасимова заметно активизировалось нотное издательство в Республике. В 2000 годы композитор издал несколько авторских сборников произведений вокальной и инструментальной музыки.
Кроме того, композитор является музыкальным редактором целого ряда сборников произведений якутских композиторов, а также оказывает большую помощь самодеятельным авторам якутской песни. Им подготовлены к изданию более 70-ти сборников песен ведущих мелодистов и поэтов Республики.
Среди работ последних лет необходимо отметить – восстановление партитуры балета М. Жиркова и Г. Литинского «Полевой цветок». Балет ранее был поставлен в 1947 и 1960 гг. Поскольку партитура балета была утеряна, а в наличии имелись лишь клавир и некоторые оркестровые голоса, работа К. Герасимова по восстановлению партитуры потребовала композиторского мастерства и опыта (2014 г.).
С 2016-2017 гг. Герасимов К.А в качестве музыкального редактора осуществлял оцифровку нотного материала в собрании сочинений в десяти томах Марка Николаевича Жиркова, основоположника якутской професссиональной музыки, 130-летие со дня рождения которого отмечается в 2022 году.
В настоящее время К.А. Герасимов активно работает и продолжает свою творческую деятельность. Его произведения звучат на авторских вечерах и концертных мероприятиях, посвященных творчеству якутских композиторов.
Являясь одним из ярких представителей национальной композиторской школы, К.А. Герасимов, как и многие якутские композиторы, опирается в своем творчестве на фольклорные традиции. Это проявляется как в использовании жанров якутского фольклора, так и в обращении к национальным песенным истокам.
Творчество К.А. Герасимова является значительным вкладом в развитие профессиональной музыкальной культуры России и Якутии. Его произведения являются неотъемлемой частью музыкальной культуры современной Якутии. А вся деятельность композитора в значительной степени повлияла на становление самого композитора, помогла ему стать профессионалом своего дела и одним из самых исполняемых композиторов республики.
Фото: автора
Источник: Розалия ДАВЛЕТОВА, музыковед, заместитель директора по учебной работе ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова
https://sakhalife.ru/yubilej-yakutskogo-kompozitora-avtora-gimna-respubliki/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии