Биография Елены Образцовой
Елена Образцова – выдающая оперная певица, чей голос был признан одним из лучших меццо-сопрано в истории мировой культуры. Партия Кармен в ее исполнении до сих пор считается эталонной, а великая Монтсеррат Кабалье была настолько впечатлена талантом Образцовой, что однажды опустилась перед ней на колени.
Детство и юношеские годы
Будущая оперная дива родилась в Ленинграде в семье советских инженеров. Отец, Василий Алексеевич, был главным конструктором на машиностроительном заводе имени Ленина, прошел всю войну и вернулся живым и невредимым в 1946 году. Мама, Наталья Ивановна, с двухлетней Леной на руках осталась в Ленинграде и вместе с другими жителями города оказалась в блокадном кольце. Они все надеялась, что советские войска скоро освободят город и мужественно терпели голод, холод и бомбежки. Зимой 1942 года стало совсем невыносимо, и Наталья Ивановна с маленькой Леночкой, сестрой Тасей и племянницей Марьяшей эвакуировались на Большую землю по Дороге Жизни.
Этот день навсегда остался в памяти Елены – всю дорогу они ехали в кузове стоя, вокруг рвались бомбы и уходили под лед машины, набитые людьми. Им повезло благополучно добраться до Вологодской области, где, в поселке Устюжна, семья Образцовых пробыла до окончания войны. В 1945 году Елена с матерью вернулись в свою ленинградскую квартиру, которая уже была занята чужими людьми. Им освободили две комнаты, а вещи, которые растащили новые соседи, пришлось выкупать за деньги. Самым ценным была коллекция пластинок итальянских оперных певцов, которую Василий Алексеевич еще до войны привез из заграничной командировки.
Отец семейства очень любил петь, обладал роскошным баритоном и вполне мог бы стать выдающимся артистом. Хорошо пел и его родной брат – на семейных праздниках они часто устраивали импровизированные концерты, которые приводили Лену в полный восторг. Она и сама обожала петь, заслушивалась итальянскими пластинками и обожала делать под них уроки. Девочку рано отдали в школу, так как мать с утра до вечера была занята на работе, и оставлять ребенка дома было не с кем. Училась Лена неважно – голодные блокадные годы спровоцировали частые приступы мигрени, которые преследовали Образцову до пятидесяти лет. А вот музыкой и вокалом занималась с удовольствием и с семи лет пела в хоре Ленинградского Дома пионеров имени Жданова. В 1954 году семейство Образцовых перебралось в Таганрог, где отцу предложили должность главного инженера завода «Красный гидропресс». Лена поступила в музыкальную школу имени Чайковского, где на отчетном концерте ее голос услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская. Она тут же похлопотала, чтобы одаренную девочку приняли в училище сразу на второй курс.
Отец был не против увлечения дочери музыкой и пением, но не рассматривал его серьезно. Он хотел, чтобы Лена освоила надежную специальность, с которой уверенно будет чувствовать себя в дальнейшей жизни. Василий Алексеевич настоял, чтобы после окончания школы она поступала в радиотехнический институт, а когда Лена завалила экзамены, отправил ее на подготовительные курсы. Год Образцова прилежно изучала формулы, в глубине души мечтая о большой сцене. И когда ей на летних каникулах представилась возможность съездить в Ленинград, тут же отправилась на прослушивание в консерваторию. Из ста абитуриентов во второй тур прошли только Образцова и Виктор Тихомиров, ставший впоследствии ведущим солистом Мариинского театра. Причем Лена так понравилась приемной комиссии, что ей даже «простили» оставшиеся экзамены по общеобразовательным дисциплинам. Узнав, что дочь пошла наперекор его воле и все же поступила в консерваторию, отец страшно разозлился и год с ней не разговаривал. А Лена была абсолютно счастлива и с головой ушла в учебу, забыв обо всем на свете. На курсе ее даже прозвали монашкой за единственный черный костюмчик и аскетичный образ жизни. В то время как ее подружки бегали на танцы и крутили романы, Образцова посещала театры, музеи и выставки. Она интуитивно чувствовала, что настоящий артист должен быть внутренне наполненным человеком, чтобы иметь возможность щедро делиться своим богатым духовным миром с публикой.
Денег у родителей Лена принципиально не брала, хоть мать втайне от отца и предлагала дочери материальную помощь. Пережив в раннем детстве суровые блокадные годы, девушка научилась выживать в любых условиях и нищая студенческая жизнь не казалась ей такой уж тяжелой.
Начало пути
На третьем курсе, в 1962 году, Образцова приняла участие в Международном конкурсе вокалистов в Хельсинки и неожиданно для себя заняла там первое место. Затем она победила на Всесоюзном конкурсе имени Глинки в Москве, и только после этого отец сменил гнев на милость и даже в шутку стал называть дочь «лауреатшей».
Телеграмму из Большого театра с предложением исполнить роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Елена поначалу приняла ее за чей-то глупый розыгрыш. Но когда пришла вторая с подписью Народного артиста СССР Павла Герасимовича Лисициана, певица поняла, что ей выпал уникальный случай продемонстрировать свои вокальные способности на главной сцене страны. Несмотря на жуткое волнение, Образцова великолепно исполнила свою партию и тут же получила приглашение в основную труппу Большого театра, даже минуя стажерскую группу. Судьба преподнесла ей невероятно щедрый подарок, и, конечно же, она не преминула им воспользоваться. Елена перевелась на заочное отделение и переехала в Москву. В то время Большой театр много гастролировал за рубежом, и Образцову брали в качестве дублера основных исполнителей. Во время выступления в Париже Ирина Архипова, которая должна была петь партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове», задержалась на одном из мероприятий и не успела к началу спектакля. Вместо нее на сцену вышла Елена и совершенно очаровала французскую публику, которая долго провожала ее овациями.
После спектакля к Образцовой подошел Соломон Юрек, один из самых влиятельных театральных импресарио того времени. Он предложил Образцовой сотрудничество и пообещал сделать из нее звезду мирового уровня.
Расцвет карьеры
Вскоре певицу стали приглашать ведущие оперные сцены, ей рукоплескали в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Милане, Токио, Вене, Марселе и Барселоне. В Испании Образцову признали лучшей Кармен в истории оперного искусства, а ее партнерами были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье и другие звезды мировой оперной сцены.
Елена Васильевна вдохновила великого режиссера Франко Дзеффирелли на создание фильма «Сельская честь», где она предстала в роли Сантуции. Позже режиссер признавался, что в его жизни были три потрясения – Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова.
Постановки с участием Образцовой постоянно прерывались долгими овациями – зрители не могли сдержать эмоций и не желали отпускать певицу со сцены. Образцова не только филигранно владела вокальной техникой – она буквально проживала каждую роль, влюблялась, страдала, умирала на сцене, заставляя публику переживать вместе с ней те же чувства.
Елена Васильевна рассказывала, что физически ощущала себя глубокой старухой в «Пиковой даме», хотя была в самом расцвете лет. А в образе Кармен, наоборот, наполнялась какой-то космической энергией и превращалась в настоящую тигрицу, готовую умереть ради своего возлюбленного.
Образцова не боялась экспериментов и пробовала себя в самых разнообразных творческих жанрах. В 1986 году она выступила в качестве оперного режиссера и поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер», в которой исполнила главную партию.
В 1999 году дебютировала на драматической сцене в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», похудев для этой роли на 28 кг, а в 2012 вместе с Ольгой Аросевой и Верой Васильевой сыграла в постановке Театра Сатиры «Реквием по Радамесу».
В 2003 году оперная дива неожиданно увлеклась джазом и дала несколько концертов с оркестром под управлением Бергера и квартетом Игоря Бутмана. А в 2008 году Елена Васильевна шокировала публику появлением на «Новой волне» в компании рэпера Тимати. Народная артистка вышла на сцену в задорном «молодежном прикиде» и с татуировкой на руке, а до этого рассекала по Юрмале в спортивном «Ламборджини» со скоростью под 200 км/в час.
Образцова щедро делилась опытом и знаниями с начинающими вокалистами – преподавала в Московской консерватории и Токийской музыкальной академии «Мусашино», давала мастер-классы в России и за рубежом, возглавляла жюри престижных международных конкурсов.
Елена Васильевна много занималась благотворительной деятельностью – с 1996 года в Санкт-Петербурге действует созданный певицей Культурный центр, с 1999 года проводится конкурс молодых исполнителей имени Елены Образцовой, а в 2011 году организован благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, в рамках которого проходят мастер-классы школы вокального мастерства. Занятия чаще всего проводятся в Государственной картинной галерее художника Александра Шилова, который был близким другом оперной дивы.
Личная жизнь
Елены Образцовой Еще во время учебы в консерватории Елена в компании общих друзей познакомилась со студентом-физиком Вячеславом Макаровым. Это была любовь с первого взгляда – молодые люди сразу поняли, что созданы друг для друга и должны быть вместе. Правда, на год им пришлось расстаться – Вячеслава направили на стажировку в Монголию. Разлука еще сильнее закалила их чувства, и как только Макаров вернулся, влюбленные тут же расписались. Через год у молодых супругов родилась дочь Леночка (1966 г.р.), которую Вячеслав назвал именем обожаемой жены.
В то время Образцова уже была солисткой Большого театра и получила квартиру в Москве. Вячеславу было непросто решиться на переезд из Ленинграда, где у него были хорошая работа и дальнейшие перспективы. Но ради семьи он решился на этот шаг, понимая, что карьера Елены намного важнее. Макаров добровольно взвалил на свои плечи заботу о дочери и все бытовые проблемы, в то время как супруга месяцами пропадала на гастролях. Елена до сих пор ему благодарна за эту самоотверженность, без которой ей было бы намного сложнее построить столь блистательную карьеру.
Вторым мужем Образцовой стал дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис. С Еленой он был знаком достаточно давно, относился к ней как к другу и коллеге, часто бывал у них со Славой в гостях. Но в один прекрасный день произошло нечто удивительное – на Елену и Альгиса словно снизошло озарение, которое заставило их посмотреть друг на друга новым взглядом. Они оба без памяти влюбились, совершенно потеряв голову и ощущение реальности.
Елена, как честный человек, тут же обо всем рассказала мужу, с которым на тот момент прожила семнадцать лет. Год спустя они расстались, и Образцова чуть не испортила отношения с дочерью: та осталась с отцом и категорически не желала общаться с матерью. Еще год понадобился Елене, чтобы вымолить у нее прощение – от переживаний певица потеряла голос и похудела почти на тридцать килограммов. К счастью, ей удалось найти нужные слова и вернуть расположение своей девочки.
Только после этого Елена и Альгис поженились и прожили вместе семнадцать лет. В 1998 году Жюрайтис скончался от онкологического заболевания. Его смерть стала тяжелым испытанием для оперной дивы. Год она прожила затворницей, не желая общаться с внешним миром, но благодаря дочери, друзьям и коллегам все же нашла в себе силы вернуться на сцену.
Свободное от гастролей и выступлений время прима любила проводить на своей загородной даче, построенной еще в семидесятые годы. В этом доме часто собирались большие шумные компании, в которых Елена Васильевна всегда была заводилой. Она обожала своих собак, любила возиться в саду и читать книги на увитой виноградом террасе. Иногда ее навещала дочь с внуками, которая тоже стала певицей и большую часть времени проживает за границей.
Последние годы и смерть
Блокадное детство оставило тяжелый отпечаток на дальнейшей жизни Образцовой – даже будучи успешной и обеспеченной женщиной, она доедала все, что находилось на тарелке, и не позволяла себе выкинуть и крошки хлеба. С ранних лет Елену преследовали дикие головные боли, от которых она смогла избавиться только к пятидесяти годам.
Образцова была очень мужественной и выносливой женщиной и мужественно преодолевала страдания и невзгоды, которые выпадали на ее долю. Она выступала с поломанной рукой, после падения с велосипеда чуть не ослепла и пять лет выходила на сцену практически наощупь, а последние годы жизни стоически боролась с тяжелым онкологическим заболеванием. 28 октября 2014 года в Большом театре состоялся грандиозный вечер, посвященный 75-летию Образцовой. До этого певица пять месяцев проходила курс лечения и за это время не спела ни одной ноты.
Но на юбилее оперная дива выступила потрясающе, да и выглядела великолепно, поэтому никто из присутствующих даже не мог и представить, что ей осталось жить всего несколько месяцев. В ноябре того же года Елена Васильевна уехала в Германию, чтобы продолжить лечение в Лейпциге. Там она и скончалась 12 января 2015 года от остановки сердца на фоне острой лейкемии.
14 января гроб с телом усопшей перевезли в Россию и установили в фойе Большого театра для прощания. На следующий день состоялось отпевание в храме Христа Спасителя, после чего певица была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-elena-obrazcova.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии