Трое алданских музыкантов вернулись со Всероссийского парада дирижеров оркестров народных инструментов, который прошел в Белгороде. Директор филиала республиканской филармонии – Государственного концертного оркестра Якутии Юлия Швецова и солисты коллектива Дмитрий Швецов и Роман Свидерский, несмотря на тревожную ситуацию в приграничном городе, решились на поездку на один из самых значимых музыкальных форумов в стране.
Созданная по инициативе Белгородской филармонии, ее художественного руководителя и главного дирижера Белгородского академического русского оркестра Евгения Алешникова, уникальная творческая акция всероссийского масштаба уже стала традиционной для культурной жизни не только региона, но и всей России.
Главная концертная площадка Белогорья собрала у себя и увидела в работе не только больше тридцати дирижеров из самых разных регионов страны от Хабаровска до Калининграда, но и лучших солистов из многих творческих коллективов, пропагандирующих музыку балалаек, домр, гуслей, баянов и т.д. и т.п.
«Это колоссальный музыкантский опыт, когда есть возможность поговорить с мастерами нашего дела», - переполняют эмоции участников «Парада» из Алдана.
И, конечно, вместе со встречами, знакомствами и концертами во время «Парада» рождаются совместные творческие планы, которые ждут своего воплощения на площадках Дальнего Востока и Алдана.
- Это был уже шестой по счету музыкальный форум. Мне же посчастливилось быть на нем в пятый раз, - рассказывает Юлия Швецова, которая также является членом Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров России.-
Конечно, это большое счастье там бывать, потому что на «Параде» черпаешь вдохновение, эмоции, отдыхаешь от административной работы, встречаешься с друзьями и коллегами. Особенно меня радуют встречи с дирижерами старшего поколения. К сожалению, их все меньше с каждым парадом. Но мы очень тепло встречаемся раз в два года, и, конечно, это дорогого стоит, потому что происходит обмен опытом, эмоциями, репертуаром, что тоже немаловажно. Мне очень приятно получить оценку своей работы от опытных дирижеров, которые меня наблюдают в динамике, жмут руку, поздравляют, - делится она.
А когда вместе собирается столько специалистов, всерьез озабоченных состоянием дел в современном музыкальном мире, то требуется и откровенный разговор по душам.
В рамках этой всероссийской акции проходит целая серия мероприятий, концертов. Одно из них, начало которому было положено на прошлом «Параде», - «Ярмарка солистов».
В этом году в «Ярмарке солистов» принимали участие Дмитрий Швецов и контрабасист Роман Свидерский. «Роман получил массу хороших отзывов от наших маститых коллег», - отметила Юлия Швецова.
- Нынешний «Парад дирижеров» окрестили еще и как парад контрабасистов, так как на нем собрались пять солирующих контрабасов: четыре народных и один симфонический. Волновался очень. Познакомился практически со всеми, до сих пор общаемся, - говорит Роман Свидерский.
«Исполнительство на контрабасе набирает обороты, внимание к нему все больше, но музыкантов, владеющих инструментом, очень и очень мало, и то, то на «Параде» было такое количество контрабасистов, в том числе с мировым именем, таких как Андрей Иванов, – показывает высочайший уровень этого мероприятия»,– рассуждает Дмитрий Швецов.
К слову, музыканты центральной части России не могли представить, что якутяне привезут такой большой инструмент с собой. Они готовы были выдать солисту из далекой Якутии «местный» контрабас, но музыкант убежден: надо играть на своем. Хотя транспортировка и сопряжена с немалыми трудностями и переживаниями по поводу его сохранности в полете.
- Этим проектом очень интересуются композиторы, потому что на «Параде дирижеров» часто происходят премьеры произведений, им это за честь, когда на таких больших фестивалях исполняют их произведения, - говорит Дмитрий Швецов.
Алданские исполнители также поделились радостью, что во время форума в их репертуаре появились несколько новых произведений, приобретены для исполнения оркестром творения современных композиторов.
На дирижерской конференции, состоявшейся в рамках форума, поднимались проблемы, которые сейчас существуют в оркестрах по всей стране, были выслушаны мнения о путях их решения. Состоялись творческие встречи с Галиной Ивановной Перевозниковой (г. Череповец) - это один из дирижеров высочайшего профессионального уровня, и ее оркестр тоже очень известный. На «Парад» приехал дирижер, народный артист России Владимир Павлович Андропов - это руководитель самого главного оркестра в нашей стране – национального академического оркестра народных инструментов им. В. В. Осипова. Через два года этот оркестр отметит свое 105-летие. А алданский коллектив в 1999 году выезжал в Москву на их 80-летие.
- Все было очень концентрированно, много впечатлений и ярких эмоций, встреч. Посетили в очередной раз музей-диораму. Мы были там в прошлые приезды, но сейчас, в свете тех событий, которые происходят, получаешь особые впечатления от посещения этого музея, рассказывают артисты ГКОЯ.
Главным же событием форума был собственно «Парад дирижеров», концерт, который длился почти пять часов и состоял из трех отделений, во время которого приехавшие на форум дирижеры, сменяя друг друга, демонстрировали свое мастерство. Произведение для себя дирижер выбирает сам, и на белгородский оркестр ложится сложнейшая задача разучить эту огромную программу и каждое преподнести с новыми эмоциями. Алданские музыканты вместе с белгородским оркестром исполняли девятиминутное концертино «Этно-фьюжн», совсем недавно написанное Александром Цыганковым, большим другом нашего оркестра.
«Это был калейдоскоп эмоций и у зрителей, и у дирижеров, и у солистов. И, конечно же, у оркестра, которому просто нужно ставить памятник: в «Параде» приняли участие 32 дирижера, и у каждого свой жест, свой нотный материал, который коллектив разучивает, а репетиций с дирижерами всего две: первая – 20 минут и вторая – 10. С теми, кто приезжает не в первый раз, музыканты уже знакомы, а кто участвовал впервые, конечно, моменты притирок были. К каждому номеру артистам оркестра нужно успевать перевоплощаться и делать это очень мастерски, такой ритм психологически очень напряженный», - рассказывает Юлия Швецова.
Встречи на форумах – это не только обмен опытом, демонстрация мастерства, общение, творческий подъем, вдохновение и духовная подпитка, но и, конечно, знакомства, которые перерастают в творческое сотрудничество.
- Так сложилось, что мы очень дружим с Амурской и Хабаровской филармониями. Не так давно в Хабаровском народном оркестре поменялся дирижер. Мы были на их концерте, но познакомиться тогда не удалось. Это свершилось в Белгороде. И действительно мы оказались, что называется, на одной волне. В октябре у нас планируются гастроли в Амурской области, а потом госоркестр Якутии поедет в Хабаровский край. Там будет концерт, посвященный юбилею Хабаровского института культуры и искусств, который подготовил для республики очень много кадров. А 29 октября у нас планируется совместный концерт, название которого пришло мне в Белгороде, – «Дальневосточная палитра». Мы объединим три дальневосточные филармонии, будет сводный оркестр и премьера сочинения Ефрема Подгайца «Якутский концерт», который в исполнении симфонического оркестра был впервые представлен в Мариинке, а с русским оркестром будет презентован в Хабаровске. Потом мы эту программу сделаем в Алдане. Такая дружба филармоний у нас теперь будет шагать по Дальнему Востоку. После Хабаровска ансамбль «БалАнс» едет в Читу, где будет Марина Горбачева из Амурской филармонии и музыканты из Забайкальской филармонии. Словом, на границах нашей необъятной страны мы будем скреплять нашу дружбу такой палитрой. Помимо этого, конечно, будем делать концерты в воинских частях, это миссия нашего коллектива с 1993 года, - продолжает дирижер.
Вместе с тем, поделилась Юлия Сергеевна, на следующий сезон планируется пригласить в Алдан Михаила Тоцкого из Петрозаводска. Помимо того, что он прекрасный дирижер, Михаил играет на баяне и на бандонеоне – инструменте, для которого писал Астор Пьяццола. В Алдане этот инструмент еще никогда не звучал, и алданцам эта программа будет очень интересна, считают музыканты. Надеемся, что жители района познакомятся с Вячеславом Змеу, он виртуозно владеет игрой на нетрадиционном музыкальном инструменте, который называют флейтой Пана.
С каждым годом, отмечает Юлия Швецова, появляется все больше молодых дирижеров, открытых к общению, которым интересно приехать в Алдан, посмотреть, как работает наш оркестр. «Если раньше я была самым молодым дирижером на «Параде», теперь их уже приличное количество», - с удовольствием замечает она.
- Поддержка русских народных инструментов должна быть введена на государственном уровне, именно сейчас этому нужно уделять более пристальное внимание. Балалайка – музыкальный символ России. И мы, люди, которые исполняют музыку на этих инструментах, несем русскую культуру в массы. Тем более это важно в приграничных регионах, таких, как Дальний Восток. Для нас, народников, Белгородская филармония стала базовой площадкой, потому что все самое новое, самое интересное в нашем жанре, происходит сегодня там. «Парады» объединяют и дирижеров, и солистов, и композиторов. От этого выигрывает в первую очередь зритель, а мы, музыканты, подпитываемся, удивляемся чему-то новому, здесь всегда появляются новые векторы развития, - подводят итог нашему разговору музыканты.
Источник: https://алданскийрабочий.рф/article/98730
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии