Большая оркестровая премия «440 Герц» — это первая всероссийская премия оркестровых программ, которая была учреждена в 2022 году. Претенденты на премию - российские симфонические коллективы, чьи программы транслировались онлайн в течение года и остались для просмотра в открытом доступе. Руководитель Большой оркестровой премии «440 герц» — музыковед, доктор искусствоведения, профессор Надежда Маркарян. Учредитель - АНО «Наследие и Эксперимент». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В этом году на премию было подано 35 заявок от концертных организаций из 17 городов России, что говорит о том, что оркестры осознают значимость онлайн-трансляций и стремятся к их совершенствованию. Первая премия показала, что есть много задач, которые в одиночку решить невозможно, существует некоторые проблемы, связанные с целостностью трансляций, необходимостью комментариев и созданием филармонической атмосферы в онлайн-пространстве. Важным шагом стало проведение в рамках Большой оркестровой премии «440 Герц» научно-практической конференции «Трансляция филармонического концерта как целостное художественное явление». Она прошла 30 ноября в конференц-зале новой сцены Александринского театра и была посвящена специфике работы с трансляциями.
Своим опытом в проведении онлайн-трансляций, медиавещания поделились режиссер прямых трансляций Ксения Сырых и скорридер Тимур Абсалутинов Саратовской областной филармонии им. Шнитке; начальник службы медиаобеспечения Свердловской филармонии Софья Гунба, руководитель медиацентра СПБГБУК "Петербург-концерт" Дмитрий Федулов.
Как минимальными творческими ресурсами и техническими средствами достичь максимального эффекта рассказал Алексей Королев - руководитель отдела медиапроектов Московской филармонии, продюсер прямых трансляций из Концертных залов им. П.И. Чайковского и им. С.В. Рахманинова, член жюри Большой оркестровой премии «440 Герц».
Ксения Быстрова - заместитель начальника отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича поделилась примерами успешной практики в области комментирования и отзывов от слушателей, подчеркнула важность активного взаимодействия с аудиторией.
Интересную дискуссию вызвала тема "Музыковедческий комментарий в онлайн-трансляции". Спикерами выступили Валерия Величко - музыковед, режиссер-постановщик концертов Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостакович, Екатерина Демидова - лектор-искусствовед Курской государственной филармонии, Марина Раку - известный историк музыки и театра, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, педагог и лектор-просветитель, член жюри Большой оркестровой премии «440 Герц». Как обеспечить доступность и понятность для широкой аудитории, при этом сохраняя научную точность и глубину информации? Как найти баланс между популизмом и академизмом? Возможно, один из подходов - использовать общедоступный язык и примеры, чтобы пояснить ключевые моменты, а затем предоставить более глубокую информацию для тех, кто интересуется дополнительными деталями. В конечном счете, цель музыковедческого комментария в онлайн-трансляциях - помочь слушателям лучше понять и оценить музыку. Понимание предпочтений и потребностей аудитории, а также открытый диалог с ней могут помочь создать более интересное и погружающее онлайн-музыкальное впечатление.
Также одной из ключевых тем конференции стал вопрос общественной поддержки оркестров. Своим колоссальным опытом в этой области, разнообразными стратегиями и подходом к фандрейзингу поделилась Алла Васильевна Петрова-Лемачко - руководитель Департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской государственной филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра.
1 декабря состоялось подведение итогов и торжественная церемония награждения победителей Большой оркестровой премии «440 Герц».
Художественный руководитель премии Надежда Маркарян приветствовала участников конкурса - пришедших на церемонию и всех, кто присоединился к онлайн-трансляции:
- «Я хочу поздравить нас всех, независимо от того, кто станет победителем. Это радостное событие для всех, кто рискнул, дерзнул, не побоялся, поставить себя, свою программу, свое творчество в контекст очень значимых коллег. И это означает, что люди готовы к росту, люди готовы, чтобы оценивать себя объективно. Мне кажется, что это уже очень значимый момент!».
Но, прежде чем началась церемония, все собравшиеся почтили память легендарного российского дирижера Юрия Темирканова минутой молчания.
- "2 ноября ушел из жизни один из самых крупных дирижеров нашего времени - Юрий Темирканов. Для нас это огромная потеря! Когда мы только готовились к первому этапу премии в 2021 году, он горячо поддержал идею этой премии, был нашим Первым президентом и останется им навсегда!", - подчеркнула Надежда Александровна.
Ведущий церемонии представил состав жюри:
Юлия Бедерова - российский музыкальный критик. Обозреватель газеты «Коммерсантъ», радио «Культура», редактор альманаха Московской филармонии «Меломан», член экспертных советов и жюри фестиваля «Золотая маска», куратор лабораторий и образовательных программ по академической музыке и театральной критике, координатор Ассоциации музыкальных критиков Москвы:
- "В таком формате премия, а это и премия оркестровая, и сопутствующая конференция, и работа профессионалов, дает возможность хорошего профессионального человеческого музыкантского взаимодействия! Только взаимодействие, только профессиональное и человеческое общение, возможность видеть, чувствовать, проверять какие-то критерии качества, критерии художественного роста и развития, только в таком формате мы можем рассчитывать на то, что мы будем продолжать заниматься искусством и оно будет нас поддерживать, выручать, развивать и растить!"
Алексей Королев - руководитель отдела медиапроектов Московской филармонии — продюсер прямых трансляций из Концертных залов им. П. И. Чайковского и им. С. В. Рахманинова, в том числе продюсер прямых трансляций от Московской филармонии таких событий, как Международный конкурс юных пианистов Grand Piano competition, Международный музыкальный конкурс им. С. В. Рахманинова. Также является директором творческой телевизионной группы проектов «„Золотая маска“ онлайн» и «Золотая маска» в кино":
- "Хорошей трансляцией можно намного улучшить впечатление от исполнения того или иного коллектива или события, плохой трансляцией - можно убить это впечатление. Я благодарен этой премии, потому что мы увидели спектр концертных площадок, мы увидели работу разных команд и очень хорошо, что эта тенденция к улучшению немного, но идет вперед! Очень хотелось бы, чтобы администрации, руководители региональных филармоний, понимали, насколько это важно, когда ваш коллектив, ваша площадка находится в открытом медиапространстве, когда многие могут увидеть вашу работу, работу ваших коллективов в разных точках страны и мира. В этом есть смысл и, наверное, какая-то миссия нашей работы, чтобы вы не "варились в собственном соку", не «изобретали велосипед», общались больше друг с другом, набирались опыта и это даст колоссальные результаты".
Марина Раку - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, член комиссии по музыкознанию и музыкальной критике Союза композиторов Москвы, заведующая музыкальной частью Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»:
- "Какое счастье, что у нас есть прекрасные музыканты, преданные своей профессии, маститые и молодые! Какое счастье, что у нас есть зрители! Это аудитория, которая привыкла ходить в филармонические залы и которая только привыкает это делать, влюбляется в музыку. И как замечательно, что мы видим на второй нашей премии, что, во-первых, она крепчает, а во-вторых, что укрепляются рубежи симфонической карты нашей Родины. Они не стали, может быть шире, потому что и в прошлый раз был такой же охват, но они стали гораздо более очевидными для нас. Мы услышали такую уверенную симфоническую игру, мы поняли задачи, которые стоят перед этими коллективами, и мы видим те пути, по которым они направляются. Это все невероятно волнующе, это заставляет нас надеяться на то, что прекрасная симфоническая традиция, которая заложена в нашей стране будет не только укрепляться, но и распространяться по всей ее громадной территории. И мне кажется очень важным, что такая премия возникла именно в городе великой симфонической традиции, городе, который дал миру и нам всем Мравинского, Темирканова и еще целый ряд громадных индивидуальностей, громадных личностей. Это премия надежды!
Рустем Хасанов - первый заместитель директора Свердловской государственной академической филармонии по творческой деятельности, лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в сфере литературы и искусства, заслуженный работник культуры Российской Федерации:
- "Большая честь и ответственность принимать участие в обсуждении и принятии решений второй оркестровой премии «440 Герц». В 2010 году мы придумали Симфонический форум России в Екатеринбурге — это такая панорама симфонических коллективов нашей страны и для меня эта премия и опыт работы в этой премии — это еще одна такая витрина, панорама того, что происходит, но уже на новом этапе, когда все мы начали жить в эпоху цифровизации. Вчера это доказала конференция - столько специалистов новых, и работают, и нужны для того, чтобы все это поднимать. Меня порадовали цифры - 35 заявок и почти 20 регионов страны! Представлены все федеральные округа. Порадовала многожанровость программ, потому что были монографии, были юбилейные концерты, открытия-закрытия музыкальных фестивалей, программы для студенческой аудитории и просветительские программы для детей, программы с солистами и без, программы взрослых оркестров и молодежных, дирижеры разных поколений - и те, кто давно себя зарекомендовал и кто только входит в профессию как дебютант, были оркестры с 80- 90-летней историей и оркестры, которые созданы буквально в последние 5 - 10 лет. Были представлены музыкальные программы и литературно-музыкальные композиции. Мы составили для себя сегодняшнюю панораму состояния дел в симфонической отрасли и надо поблагодарить за инициативу Надежду Александровну и всех партнеров премии. Вот это самое что ни на есть реальная, актуальная, культурная инициатива, которая требует поддержки, и она очень нужна нашему симфоническому сообществу!"
Наконец, были объявлены победители в разных номинациях:
"Дирижер" - Александр Рудин за программу произведений В.А.Моцарта с Московским камерным оркестром MUSICA VIVA и солистом Николаем Луганским;
"Открытие" - Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан, дирижер - Дмитрий Крюков - исполнение симфонии № 8 А. Брукнера;
"Слово о музыке" - Ярослав Тимофеев в юбилейном Гала-концерте к 100-летию Московской филармонии;
"Солист оркестра" - разделили премию солисты Новосибирского академического симфонического оркестра за исполнение сольных партий в "Испанском каприччио" Н. Римского-Корсакова и солисты Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан за исполнение сольных партий в "Шахеразаде" Н. Римского-Корсакова;
"Событие" - Российский национальный молодежный симфонический оркестр в юбилейном Гала-концерте к 100-летию Московской филармонии, дирижер - Валерий Гергиев;
"Ансамбль" - Сергей Крылов и Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса за исполнение концерта для скрипки с оркестром "Offertorium" С.Губайдулиной;
"Исполнение произведения композитора-юбиляра" - Екатерина Мечетина, Симфонический оркестр Курской государственной филармонии, дирижер - Игорь Сукачев;
"Образовательная программа" - Свердловская государственная академическая филармония за программу цикла "Вузовские филармонические недели" с участием Уральского молодежного симфонического оркестра;
"Концертмейстер" - Ильшат Муслимов, концертмейстер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан за вклад в творческий рост оркестра и за исполнение сольной партии в "Шахеразада" Н. Римского-Корсакова;
"Гость" - Анн Софи Муттер, Пабло Фернандес, Даниил Трифонов в юбилейном Гала-концерте к 100-летию Московской филармонии. Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Л. Бетховена;
"Качество трансляции" - Московская государственная академическая филармония за трансляции концертов оркестров-номинантов Большой оркестровой премии «440 Герц» (Московского камерного оркестра "MUSICA VIVA", Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, Российского национального молодежного оркестра);
"Аккомпанемент" - Тюменский филармонический оркестр, дирижер - Филипп Селиванов. Концерт-открытие музыкального фестиваля Дениса Мацуева;
"Оркестровая программа" - Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан за программу произведений Д. Шостаковича, дирижер - Александр Сладковский, солист - Павел Милюков (скрипка);
"За вклад в развитие симфонической музыки" - Жанна Дозорцева - лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии за многолетнюю деятельность по популяризации классической музыки;
"Соло с оркестром" - Сергей Поспелов за программу "Скрипичные концерты XX века" с Дубненским симфоническим оркестром под управлением Николая Ходзинского.
Кроме того, некоторые коллективы были награждены Специальными дипломами. Отрадно, что уже второй год, такой диплом получает Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Галины Кривошапко. В прошлом году ГСО Symphonica ARTica был вручен сертификат в номинации "10 оркестров-финалистов" и Специальный диплом в номинации "За творческую индивидуальность", а в этом году оркестр удостоен Специального диплома в номинации "За профессионализм и вдохновение".
Специальными дипломами также награждены: Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии, Мурманская областная филармония, Академический симфонический оркестр им. В.И.Сафонова, Алексей Косоротов (ударные) Академический симфонический оркестр им. С.В.Рахманинова г. Тамбов, Томская областная государственная филармония и Свердловская государственная академическая филармония.
Большая оркестровая премия «440 Герц» - молодой проект, премия вручается второй раз, но она стал престижной и значимой для симфонической отрасли. Премия помогает оркестрам расширить свою аудиторию, привлекает новых слушателей, позволяет людям наслаждаться классической музыкой в любом уголке мира, помогает решать актуальные задачи в цифровом пространстве. Это важный шаг в развитии музыкальной культуры и доступности классической музыки для всех.
Текст и фото - Фоменко Ольга
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии