Есть артисты, имена которых олицетворяют становление и развитие исполнительского творчества республики. Среди них видное место принадлежит Лидии Павловне Новгородовой — первой профессиональной арфистке Якутии, заслуженной артистке ЯАССР, народной артистке Республики Саха (Якутия), профессору Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А.Босикова. Женщине, всю жизнь посвятившей музыке и в свои 85 лет продолжающей отдавать все свое мастерство, знания и часть своей души, своим ученикам – будущим музыкантам. Ведь Лидия Новгородова уверена в главном — жизнь обязательно будет продолжаться, если в ней есть место самому прекрасному – доброте и музыке…
К 85-летию Лидии Новгородовой – первой арфистки Якутии
2 августа 2024 года исполняется 85 лет Лидии Павловне НОВГОРОДОВОЙ — первой профессиональной арфистке Якутии, заслуженной артистке ЯАССР, народной артистке Республики Саха (Якутия), профессору Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) имени В.А. Босикова. Удивительной женщине, более 60-ти лет посвятившей музыке и которая все свое мастерство, знания и часть своей души передавала и до сих пор передает своим ученикам – нынешним и будущим музыкантам.
…Мне посчастливилось познакомиться с Лидией Павловной – талантливой, интеллигентной, очень душевной и общительной женщиной у нее дома, и вся наша беседа была наполнена трогательными воспоминаниями нашей героини, начиная о своем далеком детстве, годах учебы в Ленинграде, о своем пути в большой мир музыки, о своих дочках, внуках. И, конечно же, о своих любимых учениках, каждый из которых стал Лидии Павловне родным и близким. И все наши разговоры постоянно перекликались с самым главным для нее – неизмеримой преданностью к музыке. Ведь Лидия Павловна Новгородова – первая профессиональная арфистка Якутии, и наша республика по праву гордится такими талантливыми и одаренными людьми.
«Любовь к музыке была у меня, наверное, заложена природой…»
Лидия Павловна Новгородова родилась 2 августа 1939 года в селе Хамагатта Намского района. С малых лет маленькой девочке Лиде пришлось непросто. Отец погиб на фронте в Подмосковье, а ее маме было трудно в те годы одной поднимать четверых детей. Поэтому Лида и ее старший брат Володя воспитывались в детском доме села Хамагатта Намского улуса. О том, как впервые, еще ребенком тогда, она соприкоснулась с музыкой, Лидия Павловна вспоминает так:
— Любовь к музыке была у меня, наверное, заложена природой. Когда я была совсем маленькой, то помню, все время настукивала пальцами по предметам нехитрый мотив, как на барабане. На лето к нам, в детский дом приезжали ученики из музыкальной школы-интерната. Я приглянулась воспитательнице Ульяне Ефимовне Кычкиной, и она позвала меня с ними учиться.
Якутская музыкальная школа-интернат тех лет испытывала определенные трудности, не было уроков сольфеджио, не хватало нотной литературы, да и инструментов было мало. А уроки проходили в двух маленьких комнатах. В 1950 году, перспективных учеников перевели в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. В их числе была и Лида Новгородова.
— Сейчас я понимаю, что это было настоящим подарком судьбы. И так изменилась моя жизнь за какое-то короткое время. Уже через год я училась в Ленинграде. Когда я впервые увидела этот большой город на Неве, то была поражена этим чудным, красивым городом. Вы представьте, девочка из деревни, из далекой Якутии, никогда не покидавшая свой суровый край и тут – такой огромный город. Да от такой красоты и величия сразу голова кружиться начала. Мы тогда остановились в переулке Матвеева, где сейчас Мариинский театр, консерватория. Поразили тогда коренные ленинградцы — такие добрые, такие хорошие и чуткие, они нас так тепло встретили. А мы тогда были такие напуганные, русский язык почти не знали, но Ленинград нас принял. Вместе с нами жили Таймановы — знаменитый шахматист, гроссмейстер и пианист Марк Тайманов и его сестра Ирина. Она училась со мной в одном классе. Вообще, в моем классе учились многие знаменитые музыканты – дирижер Юрий Симонов, Настя Брауда, она сейчас живет в Германии, да всех сейчас сразу и не вспомнишь.
Играть Лида начала с далекого 1951 года, когда ей было 12 лет. Училась с особым настроем, но, конечно, приходилось не так просто. Арфа – сложный инструмент, сколько мозолей пришлось набить девочке, когда час за часом, день за днем, она постигала таинства игры на арфе.
— Конечно, арфа – сложный инструмент, ведь нужно задействовать и руки, и ноги, соблюдать координацию движений, поначалу было очень сложно. Но у меня был очень хороший первый педагог – Ирина Викторовна Шипулина. А ее супруг – Владимир Шипулин был директором нашей десятилетки при консерватории, а также дирижером-хоровиком. Еще была замечательный педагог в консерватории – профессор Елена Андреевна Синицына, она всегда курировала нас. Елена Андреевна – заслуженная артистка РСФСР, играла в оркестре под управлением Е. А. Мравинского, О. Фрида, Г. Абендрота, О. Клемперера и других. В 1956 году впервые она поехала с оркестром за границу, и Елена Андреевна оттуда привезла столько новых нот. Мы тогда жили в детском доме, в Комарово. Здание для детей передала одна актриса, это было ее дачей. Летом мы собирали ягоды и кормили солдат. Но все равно это были чудные времена — рядом Финский залив, мы купались. В гости к нам приезжали известные люди культуры, например, был Самуил Маршак, он читал нам свои стихи, книжки. Также к нам часто приезжала звезда балета — Галина Уланова. Она очень сдружились с нашими девочками — Диной Степановой, Розой Скрябиной, но Галина Уланова всей душей полюбила нас всех. Мы вот как жили вместе, так и дружили вместе – будущие художники, хореографы и музыканты. Всегда вместе ходили в Мариинский театр. Как там было красиво! Все было тогда для нас бесплатным – ходили на концерты в филармонии, музеи и выставки. Именно тогда я приобрела настоящих друзей, с которыми дружу до сих пор.
Творческой деятельности – почти 60 лет
Дни Якутии в Москве, 1957 год.
Арфа, привезенная Лидией Новгородовой в далеком 1965 году из Ленинграда, была первой в музыкальной истории Якутии и, соответственно, следующий, 2025 год для легендарной артистки будет юбилейным – исполнится 60 лет творческой деятельности.
Лидия Новгородова дебютировала в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» под управлением Г. Кривошапко. За годы артистической карьеры Лидия Павловна сыграла в более 30-ти спектаклях – балет «Чурумчуку» в постановке Ж. Батуева; «Русалка» Даргомыжского; «Жизель» Адана; «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» Чайковского; «Бахчисарайский фонтан» Астафьева; «Тысяча и одна ночь» Амирова и во множестве других спектаклей.
С приездом Лидии Новгородовой в Якутию арфа зазвучала и как сольный инструмент. Для публики арфа открыла такие произведения, как «Раймонда» Глазунова; «Вариации на тему Моцарта» Глинки; «Танцовщица Лолита» Турнье; «Фонтан» Цабеля; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти-Цабеля; «Элегию памяти Глинки» Эрдели и множество других шедевров арфовой музыки. Стремясь возможно шире пропагандировать арфу, Лидия Павловна участвовала в многочисленных концертах, выступала не только в Якутске, но и в районных клубах.
Лидия Павловна уделяет также много внимания ансамблям с участием арфы, выступала вместе с выдающимися певцами и инструменталистами: с флейтистом Дондоком Тарбаевым, с которым записаны концерты Гайдна и Моцарта для флейты и арфы, с ведущим концертмейстером группы скрипок Ларисой Габышевой исполнила «Фантазию для скрипки и арфы» Сен-Санса, с виолончелисткой Татьяной Шишикиной «Лебедя» Сен-Санса. Из певцов выступала вместе с Анегиной Ильиной, Марией Николаевой, Ниной Чигиревой, Альбиной Борисовой и другими.
Однако исполнительством не исчерпывается круг интересов Лидии Павловны. Столь же важна и ее педагогическая деятельность. Сколько потребовалось энергии, самоотверженности, любви к искусству, чтобы открыть более 30 лет назад первый в музыкальной истории Якутии арфовый класс в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия). Важнейшей задачей педагога Лидия Павловна считает воспитание в учениках основной цели – научиться раскрывать художественный замысел исполняемых произведений и средствами музыкально-исполнительского мастерства доносить его до слушателей.
Лидия Павловна всю свою творческую жизнь скрупулезно работает над звуком, над всеми нюансами динамических красок, превращая пресловутый щипковый инструмент в поющий, а это не просто, ведь у арфы 46 струн и семь педалей. Уроки, замечания о работе не носят общего, абстрактного характера. Они очень конкретны, многократно проверены и подтверждены результатами ее педагогической деятельности. И в добавление к ним – желание и умение всегда, в любом возрасте учиться, открывать для себя новое, потому что музыка каждый день дарит что-то новое, неизведанное, чарующее. Общение с коллегами в Москве, Суздале, Санкт-Петербурге на конкурсах и фестивалях всегда обогащали ее педагогический опыт, расширили круг общения с арфистами России, Америки, Швейцарии, Японии. Ныне Лидия Павловна представляет интересы арфовой школы Якутии за пределами республики, член Российской ассоциации педагогов-арфистов, неизменный участник конкурсных жюри, чье мнение высоко ценится ее коллегами.
«Детям нужно слушать классическую музыку…»
Основа такого авторитета проста – выступление учениц Лидии Новгородовой показало, что подготовка арфистов в Якутии находится на высоком уровне.
Выпускники Лидии Павловны успешно работают в Якутии и за рубежом, учатся в ВУЗах страны и аспирантуре, работают в симфоническом оркестре Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона, достойно выступают и на мировой концертной арене. Лидия Павловна Новгородова воспитала многих лауреатов и дипломантов региональных, всероссийских и международных конкурсов.
С первым президентом Якутии М.Е. Николаевым в июле 1999 г.
Лидия Павловна считает, что современным детям нужно обязательно слушать классическую музыку, ведь она играет важную роль в развитии личности. А еще наша героиня уверена, что, если человек хочет стать настоящим музыкантом, он должен быть полностью предан служению музыке.
— Самое хорошее в профессии музыканта – это то, что мы передаем свои эмоции, свое настроение. И если публика нас приняла, это и есть признание. Музыка лечит, ведь когда приходишь домой, даже уставшая, стоит послушать любимую музыку, и какой-то подъем душевных и физических сил наступает. Все уже кажется не таким значительным, на душе становится спокойно и хорошо. Я очень рада, что многие наши ученики вернулись после обучения на родину и работают здесь. Я своих учеников также жалею и понимаю, как когда-то жалели и понимали меня, в далеком Ленинграде. И сейчас я также, как раньше нас угощали наши педагоги и воспитатели, тоже постряпаю что-нибудь дома и приношу своим ученикам. Они радуются, а мне так хорошо на душе. Времена меняются, но поддержка ученикам всегда нужна.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии