
3 апреля 2025 года Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica под управлением заслуженного артиста РС(Я) Фабио Мастранджело представил второй концерт из цикла "Великие симфонии военных лет", посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В первом отделении звучали произведения двух выдающихся французских композиторов — Мориса Равеля и Франсиса Пуленка.
Важно отметить, что биографии этих мастеров были тесно связаны с Россией. Морис Равель был большим поклонником "Русских сезонов", созданных Сергеем Дягилевым, и по его заказу написал музыку к балету "Дафнис и Хлоя", премьера которого состоялась в 1912 году с участием знаменитых танцовщиков Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной. В 1913 году Равель совместно с Игорем Стравинским работал над оркестровкой оперы "Хованщина" Модеста Мусоргского. Его русские контакты были разнообразными: он слышал пение Фёдора Шаляпина, был знаком с достижениями русских хореографов и художников, которые жили в Париже и принимали участие в дягилевских спектаклях. В 1922 году он оркестровал "Картинки с выставки" Мусоргского для дирижера Сергея Кусевицкого, что также свидетельствует о его интересе к русской культуре.
Пуленк также высоко ценил творчество русских композиторов. Его связывала близкая дружба с Прокофьевым и Стравинским.
Не обошло стороной французских композиторов и военное время. После начала Первой мировой войны Равель стремился попасть на фронт, однако по состоянию здоровья смог служить только водителем санитарного транспорта.
Пуленк — возможно, единственный композитор, участвовавший в двух мировых войнах: во время Первой мировой войны он был призван для службы в противовоздушной обороне, а затем — в Министерстве авиации. После начала Второй мировой войны он вновь был призван и служил в зенитном подразделении в Бордо до капитуляции Франции, а впоследствии стал членом Сопротивления в оккупированном Париже.
Открыла концерт «Сонатина» Мориса Равеля в переложении для симфонического оркестра Мирослава Дроботы — одно из лучших произведений композитора не только по чистоте стиля, мелодической пластичности, но и по силе выражения чувства. «Живой, лучистой, полной радости» называл Сонатину Равеля пианист, дирижер, педагог и литератор Альфред Корто.
Далее прозвучало произведение Франсиса Пуленка – «Симфониетта» в четырех частях. Созданная в 1947 году по заказу BBC, она впервые была исполнена в Лондоне в 1948 году. Сочинение выделяется легкостью и танцевальными ритмами.
Во втором отделении оркестр представил Симфонию № 2 Арама Хачатуряна, завершенную летом 1943 года (вторая редакция — в 1944 году). Эта симфония задумана еще в начале войны и стала "симфонической летописью" Великой Отечественной войны. В музыке ощущается вся гамма чувств, переживаемых людьми: гнев и недовольство, скорбь и торжественная лирика, которые в финале сменяются праздничным и жизнеутверждающим настроением. Важным элементом является введение колокола в состав оркестра, что стало причиной, по которой произведение получило название "Симфония с колоколом". Несмотря на трагическую тематику, в симфонии отчетливо слышны интонации армянской народной музыки. Это придает произведению особый колорит и напоминает о корнях композитора, о силе и красоте его родной культуры.
Мощный финал завершился шквалом аплодисментов. Чувства, которые захлестнули публику были настолько сильными, что казалось, будто каждый присутствующий в зале переживает весь спектр эмоций, связанных с историей своей страны. Словно через звуки симфонии они вновь ощутили величие Победы, горечь утрат и надежду на будущее.
Отзыв:
- Огромная благодарность всем, очередной раз порадовали, воодушевили, передали энергетическую мощь произведений! Браво!- Ирина Л.
Текст - О. Фоменко
Фото - И. Орестов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии